Если вы едете в Петербург из Москвы по старой бесплатной трассе М-10, она же Е-105, то за 35 километров до Твери вы увидите указатель «Городня» и вроде бы обычный кладбищенский храм, каких много, — желтая шатровая колоколенка и за ней одноглавая церквушка с тонким барабаном на основном барабане и маленькой луковичной золоченой главкой.
Но если вы все-таки свернете с трассы и подъедете ближе, то, помимо прекрасного вида на Волгу с крутого берега, вам откроется, что не все так просто.
Во-первых, село Городня не всегда носило такое название. Этот населенный пункт ассоциируется с древнерусской (а точнее, тверской) крепостью под названием Вертязин, которая защищала Тверское княжество на ближних подступах от одного из главных соперников — Москвы. Даже в XVII веке в переписных книгах читаем: «село Городень, Вертязин тож, на берегу реки Волги».
Во-вторых, при ближайшем рассмотрении основной объем храма оказывается гораздо интереснее, чем видно с трассы. Это белокаменная церковь, состоящая из двух частей. Видно, что нижняя часть храма — древнее, кладка более грубая, а затем (видимо, после разрушения или разборки старого храма) на месте этой четырехстолпной трехапсидной постройки, а точнее, на нижних частях ее стен, выстроили новую.
Но когда появились эти «старая» и «новая» церкви (то, что имеет желтый цвет, вообще было пристроено на средства местного помещика Петра Алексеевича Бема в 1740–1745 годах после очередного пожара 1716 года, несколько десятилетий храм стоял в запустении, «от пожарного случая повреждена и с этого году и поныне стоит праздна и бес пения и бес челобитства), тогда в старом здании растесали окна, а над древним барабаном появилась новая главка.
Именно тогда и погибла большая часть древних росписей — для новых росписей старую штукатурку сбили со стен, остались только росписи на нижних частях, «ушедшие» в культурный слой. Сбитую штукатурку выносили из храма и частично использовали, чтобы подсыпать фундамент для новых частей храма. Как сохранившиеся фрагменты древней росписи, так и бой штукатурки открыли во время обследования и реставрации храма в 1960-1990-х годах. Большую часть фрагментов нашли в 1977 году. К сожалению, мы не знаем системы древней росписи храма, однако тому, что удалось восстановить, посвящена прекрасная статья Ирины Малиной.
Давайте процитируем ее несколько фрагментов.
«Таким образом, в результате раскопок в церкви и трапезной на руках реставраторов оказалось около двадцати тысяч бесценных свидетельств существовавшего когда-то художественного ансамбля XV века. При всей кажущейся значительности этой цифры, общая поверхность найденных фрагментов составляла лишь малую часть от площади стен собора, первоначально расписанного полностью. При этом меньше половины из них топографически были .привязаны. к определенной части церковного интерьера, поскольку сбитую штукатурку еще в XVIII веке перемешали со строительным мусором.
В результате части одних и тех же композиций оказались на разных строительных площадках — в алтаре, храме, под полом трапезной; большинство же фрагментов представляли собой случайные осколки фресок, хаотично перемешанные между собой. Уже в процессе раскопок было определено, что лишь на незначительной их части красочный слой в хорошей сохранности, на основной же массе фрагментов живопись сильно пострадала, частично или полностью утрачена. Более того, явные изменения цвета пигментов и серая прокаленная штукатурка на многих из них свидетельствовали о сильном пожаре, затронувшем один или несколько храмовых компартиментов.
Несмотря на все эти сложности, было принято решение начать реставрационные работы по укреплению живописи, раскрытию ее от побелки и копоти, а также подбору отдельных сцен. Они продолжались с 1979 по 1981 год силами художников-реставраторов СНРПМ-2 Всесоюзного объединения «Союзреставрация»в Москве Л. В. Ежовой, В. В. Мельникова, Т. Уваровой.
Датировок двух храмов очень много, как и легенд, возникших вокруг (например, легенда о посвящении «нижнего» храма 10-летию победы в Куликовской битве). Большинство историков архитектуры советского времени относили нижний храм к концу XIV века, а верхний — к первой трети XV. Даже в таком виде Городенская церковь становится древнейшим храмом Тверской области и тверской земли — и одной из самых древних построек вблизи Москвы (древнее получаются только Рождественский храм на Сенях в Кремле, Никольский храм в селе Каменском и Городищенский храм в Коломне).
Однако историк архитектуры Сергей Заграевский, опираясь на то, что храм был фактически еще и «башней» оборонительной крепости (как и храмы в Коломне и Каменском), считает, что возведение такой постройки имело смысл только до разгрома Твери Иваном Калитой в 1327 году. Более того, основываясь на сходстве нижней, подклетной, части храма с церковью Бориса и Глеба 1287 года в Ростове, открытой Олегом Иоаннесяном, Заграевский датирует нижний храм концом XIII века, а верхний, близкий по своим формам храмам в Коломне и Каменском, — началом XIV века.
Если Заграевский прав, то тогда мы получаем древнейший храм на расстоянии в 150 километров от Москвы (чуть дальше начинаются еще более древние храмы Владимира).
Так что будете ехать в Петербург — сделайте остановку, посетите этот прекрасный и древний памятник архитектуры.
Текст: Алексей Паевский
- Фрески церкви Рождества Богородицы в Городне на Волге: история – открытие и реставрация – иконографический замысел росписи / Frescoes of the Church of the Nativity of the Virgin in Gorodnya on the Volga: the history — the discovery and restoration — iconographic program // Стенное письмо …2015
Материал первоначально написан для рубрики «Российские древности» портала Indicator.Ru, из которой и вырос наш портал.
Следить за публикациями на портале можно в наших группах в Facebook, ВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram.