Принято считать, что самым восточным памятником древнерусской архитектуры в нашей стране является Казанский кремль и стоящий там Успенский собор (о них речь еще впереди). И в тех краях это древнейшие да и единственные древнерусские постройки. Однако это не совсем так. Как мы помним, Казань войска Ивана Грозного взяли в 1552 году, а через четыре года там началось строительство кремля. Но еще за год до осады Иван Грозный заготовил себе плацдарм на острове при впадении в Волгу реки Свияги. Так появился остров-град Свияжск, на котором сохранились памятники того времени. Об одном из них — Успенском монастыре — и пойдет сегодня речь.
Возведение Успенского монастыря началось в тот же год, что и строительство Казанского кремля. Предполагают, что архитекторами были псковские мастера Постник Яковлев (тот самый, что строил храм Покрова на Рву) и Иван Ширяй.
Основан же монастырь (юридически) был годом раньше, вместе с основанием самой Казанской епархии. Его основатель, кандидат на московский митрополичий престол, предназначенный на митрополию и изгнанный с нее же Грозным святитель Герман (Григорий Фёдорович Садырев-Полев, 1505-1567), ныне причислен к лику святых и считается главным чудотворцем татарской земли.
Сам монастырь стал главным центром просвещения в Поволжье и главным инструментом продвижения православия в мусульманских землях. Говорят, что типография в монастыре появилась еще раньше, чем типография Ивана Федорова в Москве, но точных данных тому нет (к тому же до датированного «Апостола» в Москве выходили и недатированные книги).
До XVIII века монастырь входил в топ-20 самых богатых в России. Перед знаменитой реформой 1764 года, когда крупные монастыри распределили по классам, а остальные вывели за штат (отсюда и слово «заштатный» в значении «глубоко провинциальный»), он владел 7200 душами (не фигурально, и это только мужчины — столько крепостных было у всех остальных казанских монастырей вместе взятых). После реформы же Свияжский Успенский монастырь получил первый класс (и соответствующее госфинансирование).
Тем не менее, после секуляризации церковных земель монастырь постепенно хирел, как и сам Свияжск, а в 1918 году монастырь и вовсе закрыли, предварительно убив последнего настоятеля, епископа Амвросия. В монастыре организовали психиатрическую лечебницу, выведенную с территории лишь в 1994 году. Монастырь возродили в 1997 году, тогда же началась реставрация неплохо сохранившейся архитектуры.
Два главных памятника монастыря — это Успенский собор 1561 года и Никольская трапезная церковь 1556 года с 43-метровой колокольней, украшенной рядом кокошников. Конечно, особенно интересен собор, потому что в нем, наряду с поздними записями, сохранилась очень интересная фресковая роспись того же времени.
Далеко не в каждом православном храме увидишь фреску св. Христофора с лошадиной головой! Еще одна интересная особенность — это росписи западной стены, на которой есть рай, но нет традиционных изображений ада (геенны огненной).
Сейчас, в отсутствие крепостных, монастырь процветает, в первую очередь за счет паломников и туристов, которые посещают монастырь как с земли, так и по воде: Свияжск — традиционное место стоянки круизных теплоходов, путешествующих по Волге.
Текст: Алексей Паевский
Материал первоначально написан для рубрики «Российские древности» портала Indicator.Ru, из которой и вырос наш портал.
Следить за публикациями на портале можно в наших группах в Facebook, ВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram.