«Российские древности» рассказывают об артефакте с интересной историей, до сих пор еще полной загадок.

Первый Спасо-Преображенский собор в Угличе был построен в первой половине XIII века, на месте соборного храма рубежа X-XI веков. В 1485-1487 годах при угличском князе Андрее Васильевиче Большом собор возводится в камне. (Андрей Васильевич Большой — сын великого князя московского Василия Темного и брат великого князя московского Ивана III. Известный угличский краевед XIX века Иван Петрович Серебренников считал, что время княжения Андрея Большого, «продолжавшееся около тридцати лет, составляет самый блестящий период в местной истории»). Новая постройка становится частью немногим более раннего комплекса каменного княжеского дворца, замыкая с одного края его внутреннюю площадь.

Согласно легендам, набатный колокол (он отличался особым звоном, отличным от церковного благовеста) на колокольне Спасо-Преображенского собора был древним, чуть ли не со времен первого деревянного собора. А известным на всю страну он стал 15 мая 1591 года, когда «вдовый поп» Федот Огурец и сторож собора Максим Кузнецов, запершись на колокольне — чтобы не помешали, возвестил по приказу по приказу Марии Нагой о смерти ее сына, царевича Дмитрия.

Икона «Святой благоверный царевич Димитрий Угличский», конец XVII-начало XVIIIвв. Из собрания Тверской областной картинной галереи. Фото Александра Шапиро.

И после того как «зазвонили в городе у Спаса», к «царице на двор» сбежались «многие посадские, и слободские, и посошные люди, и с судов казаки с топоры, и с рогатинами, и с кольем» и забили насмерть тех, кого Нагая назвала убийцами царевича.

Фрагмент иконы Святой благоверный царевич Димитрий Угличский», конец XVII-начало XVIIIвв. Из собрания Тверской областной картинной галереи. Фото Александра Шапиро

После проведенного следствия власти сурово наказали виновных в угличских беспорядках: Марию Нагую «за недосмотрение за сыном и за убийство невинных…» постригли в монахини и отправили в дальний монастырь; ее братьев заточили; 200 угличан-«бунтовщиков» казнили, 60 семей сослали в Сибирь. А «подстрекателя к бунту», то есть набатный колокол сбросили с колокольни, и, лишив крестного знамения, вырвали язык, отрубили ухо, наказали 12 ударами плетью. И тоже отправили в Сибирь, причем тащили его на себе ссыльные угличане. Когда в 1593 году после годичного этапирования колокол «пришел» в Тобольск, местный воевода велел запереть его в приказной избе, записав в статейный список как «первоссыльного неодушевленного с Углича». В течение 250 последующих лет колокол не раз перемещали с места на место. Со временем он стал исторической достопримечательностью, обладанием которой жители Тобольска гордились.

Фрагмент иконы Святой благоверный царевич Димитрий Угличский», конец XVII-начало XVIIIвв. Из собрания Тверской областной картинной галереи. Фото Александра Шапиро

Только в 1849 году в Угличе впервые заговорили о возвращении несправедливо (еще при Михаиле Федоровиче Романове было официально признано, что царевич Дмитрий был убит) обвиненного в «бунтарстве» колокола на родину. Вернуть колокол означало «ознаменовать незаслуженность позора, которому два с половиной века назад подвергся их город». И вот группа угличан подает прошение, в ответ на которое император Николай I распорядился: «Удостоверясь предварительно в справедливости существования означенного колокола в Тобольске, и по сношению с г. оберпрокурором Святейшего Синода, просьбу сию удовлетворить».

Картина М.С. Знаменского «Великий князь Александр Николаевич (будущий император Александр II) осматривает Угличский колокол в Тобольске 2 июня 1837 года».|

Созданная в Тобольске комиссия во главе с исследователем сибирской старины протоиереем А. И. Сулоцким… не признала существующий колокол подлинным и угличанам в просьбе было отказано. Почему? Ярославский краевед Александр Михайлович Лобашков (1907-1989) в своей книге «История ссыльного колокола» (1988 год) пишет, ссылаясь на различные источники,что ссыльный угличский колокол «раздался, растопился без остатка» во время тобольского пожара 1677 года. И в память о подробном артефакте в XVIIIвеке отлили новый колокол, такой же по весу, но иной по форме, сделав на нем надпись: «Сей колокол, в который били в набат при убиении благоверного царевича Димитрия. 1593 году прислан из города Углича в Сибирь в ссылку во град Тобольск к церкви всемилостивого Спаса, что на торгу, а потом на Софийской колокольне был часобитный, весу в нем 19 пуд. 20 ф.». Для синодальной комиссии данная надпись стала аргументов против признания колокола подлинным.

Надпись на колоколе XVIII века

«Замечательно, — писал А.И. Сулоцкий, — что подпись на ссыльном колоколе вырезана именно в то время, а какое предполагается переливка его, то есть между 1780-1792годами. Доказательство справедливости сего замечания находится на самом колоколе. В ней говорится: «…а потом на Софийской колокольне был». Из этих слов очевидно, что подпись вырезалась в такое время, когда ссыльный колокол не был на соборной Софийской колокольне, а таких случаев было только два. Первый — между1780-1798 годами, второй с 1836 года, когда колокол спущен был с соборной колокольни и подвешен подле архиерейской церкви». Далее Лобашков подробно излагает многолетнюю борьбу за колокол угличан— краеведов, любителей старины, патриотов родного города. Причем, например, Леонида Федоровича Соловьева — уроженца Углича петербургского купца 2-й гильдии, одного из инициаторов возвращения колокола — автор представляет как сознательного фальсификатора, пренебрегшего доказательствами неподлинности артефакта ради собственного пиара.

 Фотография колокола 1910 года. С.М. Прокудин-Горский

Интересно, что известный историк-краевед Михаил Иванович Пыляев в своей работе «Исторические колокола» (1882 год) написал об угличском колоколе: «В бытность мою в 1882 году в городе Тобольске мне привелось лично видеть этот колокол; поверхность его, очевидно, очень старая, и от древности самая медь серого цвета, надпись же, несомненно, новейшая. При самом тщательном осмотре не найдется ни малейшего даже намека на то, что этот колокол не настоящий углицкий, а только перелитый из него, да и многовековая уверенность жителей не допускает ни малейшего сомнения в его подлинности».

Так или иначе, 20 мая 1892 года, в 23 часа пароход с колоколом торжественно был встречен собравшимися на пристани многочисленными жителями Углича.Утром, перед молебном протоиерей Спасо-Преображенского собора А.И. Субботин произнес речь: «Приветствую вас, родичи богоспасаемого града Углича, с возвращением в стогны нашего града так называемого «ссыльного колокол»…Святая истина и правда, по древней мудрой русской пословице, ни в воде не тонет, ни в огне не горит. И вот этот колокол, немой свидетель истины насильственной смерти царевича Димитрия, после трех столетий пребывания своего в ссылке, в Сибирском городке Тобольске, как обличитель честолюбия, коварства, лжи и обмана, снова явился на том месте, где пролита невинная кровь страдальца…помолимся и об упокоении душ всех невинно убиенных и пострадавших угличан. В настоящее же время живущим пожелаем, чтоб и они любили истину и стояли за правду, как и их предки».

Современный вид колокола

Но не все были настроены радостно. «Как ни жаль, а приходится разрушать иллюзию угличан. Они сделались жертвами крайне печального недоразумения…. В Углич теперь возвращается совсем другой колокол, позднейшего литья». (Публицист С.А. Андрианов, статья «Торжество по недоразумению», «Исторический вестник», 1892 год; к слову, именно эта статья легла в основу книги Лобашкова, который порой, брал из нее текст, не заключая его в кавычки). «И вдруг оказалось, что эта прекрасная эпопея была проделана ради призрака или, проще говоря, вышло много шуму из ничего. Колокол оказался не настоящим ссыльным, а совсем другой». (Экономист А.П. Субботин, книга «Волга и волгари», 1894 год).

К моменту возвращения колокола и Спасо-Преображенский собор, и колокольня уже давно выглядели иначе, нежели когда «ссыльный» покинул Углич. Собор заново отстроили в 1700-1706 годах, колокольню — в 1730 году. Впрочем, о помещении артефакта на звонницу и не думали: он стал одним из первых экспонатов Угличского музея отечественных древностей, открытого в Палатах угличских удельных князей (Дворце царевича Дмитрия) меньше чем через месяц после прибытия колокола.

Дискуссия о подлинности колокола снова разгорелась в конце 1980-х годов. Вышеупомянутому А.М. Лобашкову оппонировал угличский краевед Алексей Викторович Кулагин. По его инициативе был проведен металлографический и химический анализ колокола. По результатам исследования Кулагин сделал вывод, что колокол отлит в конце XVвека, то есть во время правления князя Андрея Васильевича Большого, строителя первого каменного Спасо-Преображенского собора. В августе 2019 года специалисты приступили к новым исследованиям колокола. О результатах их работы пока не сообщалось.


Текст: Александра Шапиро

Следить за публикациями на портале можно в наших группах в FacebookВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram. Кроме этого, у нас есть свой аккаунт в Instagram.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *