В рубрике «Старое фото» рассказываем о московской церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках. Строительство ее завершилось в 1652 году, как раз накануне запрета патриарха Никона строить шатровые храмы. Сегодня это единственный оставшийся в Москве трехшатровый храм и великолепный образец русского узорочья. Наша подборка фотографий показывает, как менялся облик церкви в XIX-XX столетиях. Ну а позже мы расскажем о нем в полноценной статье.
Есть две версии происхождения названия «Путинки». Согласно первой, в XIV веке в этой части современной Малой Дмитровки находился Путевой дворец, где останавливались едущие в Кремль иностранные послы. Также отсюда начинались тракты на Дмитров и Тверь. По второй же версии «Путинки» — это сеть «путинок», то есть извилистых улочек и переулков. Так или иначе, из летописей известно, что в 1625 году здесь стояла деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, которую называли ««что на Старом посольском дворе, за Тверскими воротами на земле Новой слободы» или «что за Тверскими воротами на Дмитровке», «на старом Посольском дворе, в Путинках».
Храм сгорел в пожаре 1648 года. В ответ на просьбу прихожан о строительстве каменного здания царь Алексей Михайлович дал баснословные по тому времени деньги — 800 рублей, а также пожертвовал специальный формованный кирпич. В 1652 году строительство церкви с первым на Руси приделом в честь оберегающей от пожаров иконы Божией Матери Неопалимая Купина завершилось. Есть предположение, что три шатра на четверике «перешли по наследству» от старой деревянной церкви.
Великолепное же оформление же фасадов искусствоведы относят так называемому русскому узорочью, к раннему его периоду эпохи Царя Алексея Михайловича.В конце XVII века к объему храма пристроили новую широкую трапезную с приделом великомученика Феодора Тирона. В 1715 году на колокольне появился колокол, перелитый знаменитым мастером Иваном Федоровичем Моториным из колокола, пострадавшего в пожаре 1712 года. В 1812 году церковь не пострадала.
В 1864 году к визиту императора Александра II с запада здания было пристроено новое закрытое крыльцо, увенчанное маленьким шатром, стилизованным под остальные шатры. На фотографиях можно видеть, как выглядела церковь до и после пристройки этого крыльца. В 1897 году реставрацией церкви и перестройкой трапезной занимался Николай Владимирович Султанов. В 1959 году крыльцо 1864 года перестроили в ходе комплексной реставрации храма, находившегося в критическом состоянии. Руководитель работ — известный советский архитектор-реставратор Николай Николаевич Свешников буквально перебрал храм по кирпичам, убрал поздние наслоения, оформил крыльцо в стиле середины XVIIвека.
Текст: Александра Шапиро
Следить за публикациями на портале можно в наших группах в Facebook, ВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram. Кроме этого, у нас есть свой аккаунт в Instagram.