«Российские древности» уже писали о Троицком Макарьевом монастыре в Калязине — ценном архитектурном ансамбле допетровской эпохи, уничтоженном в 1940 году, как и о его сохранившихся фрагментах. Недавно наш портал побывал на экспозиции «Калязинские фрески XVII века: история спасения и реставрации» в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева. Рассказываем об уникальных артефактах.

Первые фрески появились в Троицком соборе Макарьева Калязинского монастыря вскоре после его возведения в 1521-1523 годах. В 1610 году собор и его внутреннее убранство сильно пострадали от пожара при разорении обители польско-литовскими интервентами.

Фрагмент экспозиции: фресковая летопись храма, предполагаемые портреты царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны.

После событий Смутного времени монастырь начали восстанавливать одним из первых на Руси, однако повторно собор был расписан лишь в 1654 году. В это время царь Алексей Михайлович находился на Украине, чтобы по просьбе казаков, возглавляемых гетманом Богданом Хмельницким, воссоединить ее земли с Россией. Между тем в отсутствие царя в Москве разразилась эпидемия чумы и патриарх Никон перевез царицу Марию Ильиничну вместе с детьми в Троицкий Макарьев монастырь в Калязине. Алексей Михайлович отправлял в монастырь так называемые кормовые деньги и, по-видимому, сделал большой вклад в его восстановление.

 
Реконструкция Троицкого собора на XVIIвек. Макет, масштаб 1:50. И.И. Леонидов, М.Н. Чалый, 1940 год. Фото: Александра Шапиро

Реконструкция Троицкого собора на XVIIвек. Макет, масштаб 1:50. И.И. Леонидов, М.Н. Чалый, 1940 год. Фото: Александра Шапиро

Реконструкция Троицкого собора на XVIIвек. Макет, масштаб 1:50. И.И. Леонидов, М.Н. Чалый, 1940 год. Фото: Александра Шапиро

Реконструкция Троицкого собора на XVIIвек. Макет, масштаб 1:50. И.И. Леонидов, М.Н. Чалый, 1940 год. Фото: Александра Шапиро

Так что первый из интересных артефактов в экспозиции — это фрагменты настенной летописи Троицкого собора с надписью: «…Зачата бысть сия соборная церковь Живоначал(ь) ные Троицы…7164 (1654 — прим. «РД»)году июня в 8(ень) при [и держ] аве великии г(о)с(у)д(а)ря ц(а)ря и велика [го] кн(я)зя Алексея Михайловича все[а] Великии, Малия, Белия Русси[и] в десятое лето г(о)[с](уда)рьства». Царь также прислал своих кормовых мастеров: артель под руководством Симеона Аврамова уже имела опыт росписи Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля, Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря. Их имена сохранились: «Василей Ильин, Иван Феофилатов и з братом Михаилом, Семен Сер[геев?] Грузинец, Петр Яковлев, Андрей, Иль[я и ] Василей Федоровы, Симеон Стефанов, Иван Алексиев, Иван Самойлов, Григорей Данилов, С [имеон] Павлов, Иван Степа[но]в, [Марк Гущин, Яков А]вътономо[в]».

Фрагмент летописи собора

Второй не менее любопытный артефакт — это изображения, которые издавна было принято считать прижизненными ктиторскими портретами царя Алексея Михайловича (среди молящихся праведников) и царицы Марии Ильиничны (среди молящихся святых жен). Изображения на нижнем ярусе южной стены Троицкого собора были выполнены в рамках цикла «Апокалипсис».

Царь Алексей Михайлович(?) среди молящихся праведников.

Царь Алексей Михайлович(?) среди молящихся праведников. Фрагмент

Однако современные исследователи с осторожностью относятся к тому, что фрески запечатлели именно царскую чету. Во-первых, ни на фиксировавших фрески фотографиях, ни на сохранившихся фрагментах персонажи не подписаны. Во-вторых, смущают нимбы вокруг их голов. 

Царица Мария Ильинична (?) среди молящихся святых жен.

Царица Мария Ильинична (?) среди молящихся святых жен. Фрагмент.

Фрески Троицкого собора спасали силами экспедиции Академии архитектуры. Под руководством Павла Ивановича Юкина — иконописца, исследователя и реставратора древнерусской монументальной и станковой живописи — в январе-феврале 1940 года, при морозе в минус 32 градуса были сняты 126 фрагментов стенописей. В экспозиции Музея архитектуры сегодня можно увидеть фрески с ветхозаветными сюжетами, апокрифический цикл о рождении Богородицы, сцены из христологического цикла и Апокалипсиса, изображения святых князей.

 
Фрагменты композиции «Третий день творения». Находилась в южном рукаве креста свода восточного склона.

«Строительство Вавилонской башни». Находилось в верхнем ярусе южной стены собора.

«Адам и Ева». Фрагмент композиции «Изгнание из рая». Находилась в люнете южной стены собора.

«Конь бледный и конь вороной». Фрагмент композиции «Снятие третьей и четвертой печати» из цикла «Апокалипсис». Находилась в верхнем ярусе западной стены собора.

Текст: Александра Шапиро

Следить за публикациями на портале можно в наших группах в FacebookВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram. Кроме этого, у нас есть свой аккаунт в Instagram и канал в Яндекс-Дзен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *