«Российские древности» уже писали о Троицком Макарьевом монастыре в Калязине — ценном архитектурном ансамбле допетровской эпохи, уничтоженном в 1940 году, как и о его сохранившихся фрагментах. Недавно наш портал побывал на экспозиции «Калязинские фрески XVII века: история спасения и реставрации» в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева. Рассказываем об уникальных артефактах.
Первые фрески появились в Троицком соборе Макарьева Калязинского монастыря вскоре после его возведения в 1521-1523 годах. В 1610 году собор и его внутреннее убранство сильно пострадали от пожара при разорении обители польско-литовскими интервентами.
После событий Смутного времени монастырь начали восстанавливать одним из первых на Руси, однако повторно собор был расписан лишь в 1654 году. В это время царь Алексей Михайлович находился на Украине, чтобы по просьбе казаков, возглавляемых гетманом Богданом Хмельницким, воссоединить ее земли с Россией. Между тем в отсутствие царя в Москве разразилась эпидемия чумы и патриарх Никон перевез царицу Марию Ильиничну вместе с детьми в Троицкий Макарьев монастырь в Калязине. Алексей Михайлович отправлял в монастырь так называемые кормовые деньги и, по-видимому, сделал большой вклад в его восстановление.
Так что первый из интересных артефактов в экспозиции — это фрагменты настенной летописи Троицкого собора с надписью: «…Зачата бысть сия соборная церковь Живоначал(ь) ные Троицы…7164 (1654 — прим. «РД»)году июня в 8(ень) при [и держ] аве великии г(о)с(у)д(а)ря ц(а)ря и велика [го] кн(я)зя Алексея Михайловича все[а] Великии, Малия, Белия Русси[и] в десятое лето г(о)[с](уда)рьства». Царь также прислал своих кормовых мастеров: артель под руководством Симеона Аврамова уже имела опыт росписи Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля, Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря. Их имена сохранились: «Василей Ильин, Иван Феофилатов и з братом Михаилом, Семен Сер[геев?] Грузинец, Петр Яковлев, Андрей, Иль[я и ] Василей Федоровы, Симеон Стефанов, Иван Алексиев, Иван Самойлов, Григорей Данилов, С [имеон] Павлов, Иван Степа[но]в, [Марк Гущин, Яков А]вътономо[в]».
Второй не менее любопытный артефакт — это изображения, которые издавна было принято считать прижизненными ктиторскими портретами царя Алексея Михайловича (среди молящихся праведников) и царицы Марии Ильиничны (среди молящихся святых жен). Изображения на нижнем ярусе южной стены Троицкого собора были выполнены в рамках цикла «Апокалипсис».
Однако современные исследователи с осторожностью относятся к тому, что фрески запечатлели именно царскую чету. Во-первых, ни на фиксировавших фрески фотографиях, ни на сохранившихся фрагментах персонажи не подписаны. Во-вторых, смущают нимбы вокруг их голов.
Фрески Троицкого собора спасали силами экспедиции Академии архитектуры. Под руководством Павла Ивановича Юкина — иконописца, исследователя и реставратора древнерусской монументальной и станковой живописи — в январе-феврале 1940 года, при морозе в минус 32 градуса были сняты 126 фрагментов стенописей. В экспозиции Музея архитектуры сегодня можно увидеть фрески с ветхозаветными сюжетами, апокрифический цикл о рождении Богородицы, сцены из христологического цикла и Апокалипсиса, изображения святых князей.
Текст: Александра Шапиро
Следить за публикациями на портале можно в наших группах в Facebook, ВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram. Кроме этого, у нас есть свой аккаунт в Instagram и канал в Яндекс-Дзен.