Сегодня вместе с порталом «Российские древности» мы снова отправимся с вами на запад Московской области на границу со Смоленским краем и снова увидим здание, которое, на первый взгляд, никак не подходит по критериям рубрики для европейской части страны. Однако если присмотреться внимательнее, то одна из стен двух построек, именующихся общим названием «церковь Иоакима и Анны в Можайске», входит в число древнейших сооружений в Московской области. Но обо всем по порядку.
Давайте для начала сделаем лирическое отступление и напомним нашим читателям, кто такие Иоаким и Анна.
Для человека невоцерковленного чаще всего из евангельских персонажей на слуху сам Иисус, его родители Мария и Иосиф, ну и апостолы с Иудой и Понтием Пилатом. Однако на Марии и Иосифе земная родословная Господа не заканчивается. Иоаким и Анна — это родители Богоматери, Девы Марии. Таким образом, это дедушка и бабушка Иисуса Христа. По житийной литературе в биографиях этих героев есть путаница. Мы знаем, что Иоаким был потомком Давида («Родословие его таково: у сына Давида Нафана родился сын Левий, Левий родил Мелхию и Панфира, Панфир родил Варпафира, Варпафир же родил Иоакима, отца Божией Матери»), а Анна происходила от первосвященника Аарона. Это очень символично, ибо получается, что Иисус был потомком (в человеческом изводе) как царской, так и священнической линий Священного Писания.
Конечно же, Дева Мария, Богоматерь, не могла родиться просто так. История рождения ее описывается в апокрифическом Протоевангелии Иакова. Согласно ему, Анна и Иоаким были в браке уже 50 лет без детей, после чего у Иоакима случился конфликт с первосвященником по поводу того, что он «не создал потомства Израилю». Иоаким удалился в пустыню, где произошло Благовещение — ему тоже, как и потом его дочке, явился ангел и сообщил: все в порядке, бесплодию конец, возвращайся домой.
Анна вышла его встречать у Золотых ворот Иерусалима, именно там она его обняла и поцеловала:
«И вот Иоаким подошел со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрел покой в своем доме».
Этому событию, Зачатию Анны, посвящен и один из древнейших московских храмов — церковь Зачатия Анны, что в углу. Речь идет об угле Китайгородской стены, сейчас храм сохранился и расположен рядом с парком Зарядье, до него наш рассказ тоже в свое время дойдет.
Иоакиму и Анне, часто вместе, посвящают храмы. В православии для них есть особый термин: Богоотец. Вот что пишет иеромонах Ириней: «В богослужебных текстах сегодняшнего праздника оба они — Иоаким и Анна — нередко обозначаются одним словом — родители, святая двоица, Богоотцы. Хотя рождает только Анна, но Иоаким как будто рождает вместе с ней; хотя отцом в собственном смысле слова является только Иоаким, но Анна, как неразлучная с ним, поминается в том же слове — Богоотец. Двое — как одно, святая двоица рождает, питает, воспитывает и вводит в храм Божественную Отроковицу.
Они уже не двое, но одна плоть (см.: Мф. 19: 6). Святые Иоаким и Анна являют пример исполнения заповеди, которую Бог дал Адаму в Раю: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2: 24)».
Иногда эти имена сливаются и в топонимике: московская Якиманка получила название именно по храму Иоакима и Анны. Но давайте вернемся в Можайск.
Судя по всему, первый храм на этом месте был выстроен из белого камня в 1390-х годах (по другим данным — в начале XV века). Однако первое упоминание о находившемся тут Якиманском (Иоакимо-Анненском) монастыре относится лишь к 1504 году. В XVI веке он был одним из 10 монастырей, окружавших и защищавших Можайский кремль и одним из 17 можайских монастырей (ныне в Можайске из них сохранился лишь Лужецкий, рассказ о котором нам еще предстоит). Наш же монастырь попал «под раздачу» указа Екатерины 1764 года о монастырской реформе и был упразднен.
О первом храме известно не очень много, и сохранилось от него чуть. Мы знаем, что на каком-то этапе к храму был пристроен теплый белокаменный придел Леонтия Ростовского, который затем был перестроен в 1760-х годах из кирпича в интересной форме храма «под колоколы».
Сама же церковь к XIX веку сильно обветшала и в итоге в 1867 году была разобрана, в результате чего придел превратился в самостоятельный храм имени Ахтырской иконы Божией Матери. И вот как раз общая стена придела и Якиманского храма, которая до сих пор выделяется белым камнем и контрфорсами в храме XVIII века, и осталась от самой первой каменной церкви Иоакима и Анны конца XIV века.
Рядом же в 1867–1871 годах по проекту архитектора Казимира Викентьевича Гриневского, автора проекта перестройки московского храма Владимира в Старых Садех и других интересных храмовых и гражданских построек по Москве и Московской области (храм Всех Святых в Серпухове, храм того же посвящения в Ивановском, Комиссаровское техническое училище в Москве), выстроили новый храм, колокольня которого, надстроенная двумя десятилетиями позже по проекту П. Г. Егорова, стала новой вертикальной доминантой в Можайске — его прекрасно видно от Кремля.
Текст: Алексей Паевский
Материал первоначально написан для рубрики «Российские древности» портала Indicator.Ru, из которой и вырос наш портал.
Следить за публикациями на портале можно в наших группах в Facebook, ВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram. Кроме этого, у нас есть свой аккаунт в Instagram и канал в Яндекс-Дзен.