Экспедиция ИА РАН обнаружила во время раскопок в Старой Рязани усадьбы двух соседей-ювелиров, разрушенные в первой половине XIII века. Найденные ювелирные матрицы и инструменты, шахматные фигурки и предметы быта позволяют воссоздать картину повседневной жизни русского средневекового города и добавляют новые данные к истории Старой Рязани. На фото вверху шахматные фигурки: слева из раскопок 2017 года, справа из раскопок 2020 года. Старая Рязань

«Раскопки позволили увидеть, каким был город восемь веков назад: здесь жили преуспевающие ремесленники, у них был хорошо организованный быт, о чем свидетельствуют дорогие костяные шахматы, найденные на двух соседних усадьбах  факт, характеризующий уровень достатка, культуры и торговых связей старорязанских ювелиров. Усадьбы погибли в одно время, причем одна из них сгорела – мы нашли множество обгоревших предметов, в том числе и шахматы. Вероятно, это следы пожара 1237 года, вспыхнувшего во время взятия Рязани Батыем»,  отметил руководитель Старорязанской экспедиции ИА РАН  Игорь Стрикалов.

Исследования велись при финансовой поддержке РФФИ и Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. 

Общий вид раскопа № 47, городище Старая Рязань

Первые археологические исследования в Старой Рязани начались почти 200 лет назад: в 1822 году работавшие здесь крестьяне случайно нашли «рязанские бармы» – первый клад старорязанских средневековых украшений. После этого Старую Рязань посетил известный знаток древностей, историк Константин Федорович Калайдович, работа которого положила начало изучению памятника. 

В 1945 году экспедиция Рязанского областного краеведческого музея под руководством Александра Львовича Монгайта положила начало систематическому изучению Старой Рязани. Экспедиция ИИМК, а затем ИА АН СССР и ИА РАН с перерывами продолжают работу на городище по сегодняшний день. Начиная с 1994 года, раскопки на городище ведет Старорязанская экспедиция Института археологии РАН совместно с Рязанским историко-архитектурным музеем заповедником.

С 2017 года одним из основных участков работ Старорязанской экспедиции ИА РАН  стал раскоп 47, распложенный в северо-западной части южного городища Старой Рязани. Участок находится на мысу, образованном двумя ответвлениями оврага. Как показали исследования, в XI-XII веках здесь находилось городское кладбище, а в период с XIII по начало XIV века в этих местах начали строить дома жители города. 

Как пояснил Игорь Стрикалов, древнейшая часть Старой Рязани – это северное городище, которое возникло в XI веке. Примерно в середине XII века город начал расширяться: большое поле на берегу Оки, где до этого находился городской некрополь, было огорожено стенами, внутри которых возник новый район города. 

«Специфика Старой Рязани в том, что она росла не как другие города, формируя «кольца» вокруг исторического ядра. В середине XII века к небольшому городу была одномоментно пристроена территория, почти в 10 раз превышающую площадь города того времени. Возможно, это было связано с появлением в Рязани княжеского стола и собственных князей, которые пришли на эту территорию со своим окружением. Старый город был застроен плотно. Попытки князя поселиться в нем могли вызвать конфликт с местной общиной, и «квартирный вопрос» был решен кардинально: новые князья построили рядом новый город с широкими улицами, просторными усадьбами и каменными храмами. В итоге вся городская элита оказалась на территории нового города», – отметил  Игорь Стрикалов.

Пинцет ювелира из комплекса мастерской южной усадьбы раскопа 47.

Матрица для тиснения колта. Бронза

Матрица с изображением  кентавра. Бронза.

На Южном городище археологи обнаружили остатки двух усадеб с жилыми помещениями, мастерскими и хозяйственными постройками. Усадьбы были одинаково спланированы: жилые и производственные сооружения расположены у западной части мыса, а хозяйственные – с восточной стороны. 

Но сходство между усадьбами было не только в планировке. Найденные предметы указывают на то, что хозяева обеих усадеб занимались ювелирным делом. Так, на территории северной усадьбе в 2017 году были найдены створки каменных литейных форм. Во время раскопок 2020 года на южной усадьбе были обнаружены детали весов, гирьки-разновесы, ювелирные пинцеты, а также многочисленные шлаки и выплески белого металла, свидетельствующие о том, что мастер работал с серебром. Также было найдено множество ювелирных матриц, среди которых особо выделяются две: диск с изображением кентавра и матрица для изготовления чечевицевидного колта с парой геральдических птиц – колт с аналогичным рисунком был найден в старорязанском кладе 1887 года

Матрица с изображением кентавра представляет собой плоский диск, на лицевой стороне которого изображен кентавр с мечом и щитом. Хотя воинский образ кентавра был одним из излюбленных на Руси, по мнению исследователей, матрица с кентавром была привозной: на это указывает изображение в реалистичной манере кентавра с подчеркнутой мускулатурой, свойственное античным традициям – в средневековой русской традиции китовраса-кентавра обычно изображали в рубашке.

Глиняная игрушка с зеленой поливой, предположительно лев. Южная усадьба раскопа 47

Также на южной усадьбе экспедиция нашла множество предметов, в том числе привозных, среди которых – подвески из византийских медных монет и обломки двух глиняных игрушек с зеленой поливой, характерной для южнорусского гончарства начала XIII столетия. Эти артефакты, как и ювелирная матрица, свидетельствуют о довольно высоком уровне благосостояния и  развитых торговых и культурных связях старорязанских ремесленников.

Интересный штрих, характеризующий быт древнерусских соседей-ювелиров: на их усадьбах были найдены шахматные фигурки, причем из наборов разного типа. На южной усадьбе археологи обнаружили костяную шахматную фигурку, сделанную в абстрактном, восточном стиле, а на северной – целые и обломанные шахматные фигурки, выточнные в реалистичной изобразительной манере. Также были найдены игральные кости, глиняные шашечки и половинка костяного кубика для игры в зернь.

«Шахматы всегда считаются такой редкой и яркой вещью. Нам посчастливилось найти фигурки из двух разных наборов, и это очень характерная деталь к портретам их хозяев: это были образованные люди, с хорошо организованным бытом. Возможно, они дружили, ходили друг к другу в гости и играли в шахматы», – сказал Игорь Стрикалов.


Навершие плети. Кость. Северное городище. Раскоп 48.

Дно глиняного горшка с клеймом-тамгой Рюриковичей в форме трезубца. Северное городище. Раскоп 48

Летом 2020 года Старорязанская экспедиция ИА РАН также вела работы на Северном городище Старой Рязани. Раскопки должны были объединить в единую зону ранее изученные участки: траншеи Василия Алексеевича Городцова 1926 года и раскопы Александра Львовича Монгайта 1967-1971 годов. Эти работы также принесли неожиданные находки, среди которых – костяное навершие плети в форме головы птицы и фрагмент горшка XI века с клеймом в форме трезубца – родового знака князей из рода Рюриковичей. Два подобных клейма были обнаружены в раскопках 1920-1930-х годов, а полностью идентичное клеймо было найдено в 1999 году в другой части Северного городища. 

Текст: Институт археологии РАН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *