Историки архитектуры связывают с эпохой царя Ивана Грозного появление в древнерусском зодчестве так называемого мемориального жанра, символом которого стали шатровые храмы. И значительная часть таких храмов была возведена в память о взятии Казани в 1552 году — как, например, знаменитый Покровский собор в Москве. В селе Елизарово Переславского района Ярославской области есть очень красивая шатровая церковь, строительство которой связано с именем сподвижника Ивана Грозного, отличившегося в Казанском походе.

Село Елизарово впервые упоминается в 1389 году в духовной грамоте Дмитрия Донского: «А из Юрьевских сел даю сыну своему, князю Василью: своего прикупа Красное село с Елезаровским, с Проватовым, да село Василевское в Ростове». Одним из тех, кто подписал эту духовную грамоту был влиятельный московский боярин Иван Федорович Кошкин. (Этому боярину суждено было стать прапрадедом царицы Анастасии Романовны, первой жены Ивана Грозного). При дворе Василия I, которому отец отписал Елизарово, Кошкин также занимал приближенное к великому князю место. Вероятно, поэтому князь пожаловал Елизаровское (Елизарово) ему: иначе как объяснить то, что со временем село оказалось в приданом внучки Кошкина, Елены (Алены). Елена (Алена) Яковлевна Кошкина вышла замуж за Андрея Михайловича Плещеева; таким образом, село стало вотчиной старомосковского знатного боярского рода Плещеевых. Строительство в Елизарове церкви Никиты Мученика связано с именем Алексея Даниловича Басманова (1514(?)–1570; Басмановым стал по прозвищу Басман, данному его отцу, воеводе Даниилу Андреевичу Плещееву) — знаменитого сподвижника царя Ивана Грозного, одного из инициаторов введения опричнины и руководителя формирования опричной гвардии. Карамзин называл его «воеводой мужественным, но бесстыдным угодником тиранства». Возможно, эта церковь — первый каменный вотчинный храм на переславских землях.

Общий вид храма. Фото 2020 года. Автор Алексей Паевский

В 1552 году Алексей Данилович Басманов отличился при взятии Казани. Сначала его отряд штурмовал, захватил и двое суток оборонял одно из ключевых сооружений казанской крепости — Арскую башню; затем во время генерального штурма Басманов возглавил нападение на Царские ворота и обеспечил вход в город государева войска, что обеспечило окончательную победу. Именно этим Басманов снискал благосклонность царя, что позже позволило ему выдвинуться в первые ряды приближенных. Таким образом, возведение в родовой вотчине храма в честь взятия Казани имело для Алексея Даниловича двойное значение: и как память о государственных победах, и как память о начале возвышения рода.

Храм Никиты Мученика в 1885 году. Фото И.Ф. Барщевского. Хорошо видна главка на глухом барабане над приделом преподобного Онуфрия. 

Посвящение храма Никите Мученику неслучайно. На период осады крепости в Казани как раз пришелся день памяти этого святого. Можно усмотреть определенный символизм: воин-христианин Никита Готский в IV веке принял мученическую смерть от «нечестивого» язычника царя Атанариха; в XVI веке православные воины гибли в Казани под стенами «царства поганого неверных людей». Никиту Великомученика особо почитали в семье Ивана Грозного. Современный историк и культуролог Людмила Борисовна Сукина считает: «Может быть, постройка вотчинной церкви в честь Никиты Готского была продиктована желанием нового приближенного Ивана IV… еще больше угодить ему, возведя храм во имя почитаемого царем великомученика».

Дионисий и сыновья. Никита Мученик. Фреска храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря

Долгое время бытовало предположение, что под поздней масляной записью на стенах храма были скрыты написанные при Басманове имена погибших при «казанском взятии» воинов. Еще в 1857 году археолог, этнограф и статистик Константин Никитич Тихонравов (1822-1879) опубликовал «дарственную грамоту» Алексея Даниловича Басманова причту Никитского храма (список с которой в то время в храме и хранился), где говорилось: «и дал яз Алексей…ту пустошь Вишку на престол к Великому Христову мученику Никите… в Елизарове по селе по своих родителей и по себе и по своим детем и по моим людцем, которые на государских службах под Казанью при мне при Алексее побиты, а имена их написаны в большой церкви над жертвенником». Надо сказать, что это единственный известный документ XVI века, где военачальник упоминает своих павших воинов. Спустя почти сто лет, в 1848 году, известный историк, археолог и исследователь древнерусской архитектуры Николай Николаевич Воронин (1904-1976) написал: «До ремонта храма по низу его шатра шла надпись с именами павших воинов и завещание поминать их». Как видим, ученый ошибся в месте расположения надписи. В 1976 году во время ремонтно-реставрационных работ в храме архитектор-реставратор, создатель Переславской реставрационной мастерской, Иван Борисович Пуришев обнаружил в верхней части четверика, под слоем масляной живописи XIX века, фрагмент древней надписи.

Фрагмент храмозданной надписи Басманова. Фото Т.С. Казакевич, сделанное с лесов в 1976 году.

После расчистки ее текст, выполненный вязью красной жженой охрой по тонкой штукатурной обмазке, читался следующим образом. На восточной стене, над иконостасом: «ЛЕТА 7070(1566 — прим. «РД») ПРИ ДЕРЖАВЕ БЛАГОЧЕСТИВОГО И ХРИСТОЛЮБИВОГО ГОСУДАРЯ И ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА САМОДЕРЖЦА ГОСУДАРЯ ЦАРЯ ВЕЛИКИЯ РОССИИ(далее на южной стене) БОЖИЮ МИЛОСТИЮ И ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ ПОМОЩИЮ СЕ АЗЪ БОЛЯРИНЪ АЛЕКСЕЙ ДАНИЛОВИЧЪ БАСМАНОВ ПОСТАВИЛ СИЮ ЦЕРКОВЬ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ХРИСТОВА НИКИТЫ И ПРИДЕЛ ПРЕПОДОБНОГО АНОФРИЯ В ПАМЕТЬ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ ПО СЕБЕ И ПО СВОИМ (далее на западной стене):ДЕТЕМ И ДАДЕ Ж СЕ ИМЕНИЕ С ЦЕРКВОЙ ДА ДЕРЕВНЯМИ ВПРОКЪ ВЕЧНЫХ РАДИ БЛАГЪ ПО СВОИХЪ РОДИТЕЛЕХ И ПО СЕБЕ И ПО СВОИХ ДЕТЕХ И ПО ТЕХ ЛЮДЦЕХЪ КОТОРЫХ ПРИ МНЕ ПОБИЛИ НА ГОСУДАРСКИХ СЛУЖБАХ (далее на северной стене): А ГРЕХЪ РАДИ МОИХ НЕ БЛАГОВОЛИТ БОГЪ ДЕТЕМ МОИМ ОТЧИНОЮ ВЛАДЕТИ И ТА ДЕРЕВНЯ И ЦЕРКОВЬ ТА СВОБОДНА НЕТ НИКОМУ ДО НЕЯ ДЕЛА ОКРОМЕ ЦЕРКВИ А СОВЕРШЕНА БЫСТЬ ЦЕРКОВЬ .75 года (1567) ИЮНЯ 12 ДНЯ НА ПАМЕТЬ ПРЕПОДОБНОГО АНОФРЕЯ». 

Вид храма с востока. 2020 год. Автор Алексей Паевский

Иными словами, вместо мифического списка имен воинов была обнаружена храмозданная надпись, в основном повторяющая «дарственную грамоту» Басманова. Главной же ценностью надписи стали даты строительства церкви. Искусствовед и реставратор Татьяна Евгеньевна Казакевич, которая в 1976 году сфотографировала с лесов и первой прочла надпись, сделала интересный вывод. «В первой половине 1566 г. опричные репрессии немного поутихли… В этот период временного затишья и первых угрызений совести за совершенные казни Алексей Басманов и строит в своей вотчине селе Елизарове церковь с престолом Великомученика Никиты и, повторяя жест самого царя (в мае 1564 года Иван Грозный едет на богомолье в Переславль и участвует в освящение нового каменного собора Никитского монастыря; Грозный дарит монастырю два своих села), дарит причту пустошь Вишку». (Т.Е. Казакевич, «О двух надписях в Никитской церкви села Елизарова», 2009 г.). То есть согласно данному утверждению, храм был выстроен не из-за желания увековечить память о взятии Казани.

Интересен еще и такой момент. В надписи упоминается «придел Преподобного Анофрия». Действительно, в южной апсиде храма есть небольшой придел во имя преподобного Онуфрия Афонского. В его южной стене сохранился отдельный вход в форме перспективного портала с килевидным верхом и декоративными «дыньками». Т.Е. Казакевич пишет, что именно в этом приделе устраивались субботние обедни в память Басмановых и их людей. Но неизвестно, какие причины могли побудить обладающего большой властью боярина посвятить придел во имя одного из первых монашествующих пустынножителей, прославившегося аскезой. Может быть, тот самый период «первого угрызения совести», о котором говорилось выше.

После обширной исторической преамбулы перейдем, наконец, к описанию архитектуры церкви. Сложенный из большемерного кирпича храм Никиты Мученика принадлежит к «молодшим содругам» (определение Михаила Андреевича Ильина, видного исследователя русского шатрового зодчества) знаковых шатровых храмов середины XVIвека — церкви Вознесения в Коломенском, Воскресенской церкви в селе Городне, церкви Иоанна Предтечи в селе Дьякове, Покровского Собора» что на рву» в Москве и пр. Конструкция и композиция «молодших содругов» была значительно упрощена по сравнению со «старшими» по возрасту и замыслу постройками. Вот что писал М.А. Ильин. «…Сложился относительно простой тип шатрового храма, где шатер был водружен на сравнительно невысокий восьмерик, поставленный в свою очередь на кубический четверик, чаще всего с членящими его фасад пилястрами(на три прясла каждый)… Желание более органично объединить обычную кубическую в своей основе форму рядового храма с шатром привело, как мы знаем, к установке промежуточной формы — восьмерика… Примером может служить церковь села Елизарова, выстроенная Басмановыми в своей вотчине. …Слегка звездчатый шатер церкви со «стрелами» на гранях явно воспроизводил соответствующие приемы и детали собора Василия Блаженного. Храм в Елизарове сравнительно прост. В нем нет богатого убранства. Лишь карнизы, пилястры и более мелкие декоративные детали служат скромным украшением его стен. Вместе с тем ему нельзя отказать в определенной стройности, которая достигнута, в первую очередь, благодаря относительно высокому восьмерику, вырастающему из зоны полукруглых, спокойных по очертанию кокошников, своим расположением вторящих форме восьмерика (объединяющие стены «четверика» — куба здания — с восьмериком кокошники поставлены на углах диагонально. Широкие полицы как у низа шатра (над восьмериком), так и у венчающей главы значительно обостряют общий силуэт церкви. Подобная композиция привилась в последующих шатровых храмах не только XVI, но и XVIIстолетия». (М.В. Ильин, «Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVI в.: Проблемы и гипотезы, идеи и образы», 1980 год).

Кокошники шатра. 2020 год. Автор Алексей Паевский

В период реставрации 1976 года внутри храма были обнаружены остатки декора XV Iвека: спиралевидный ячеистых охряной орнамент на гранях шатра и трехцветный травной орнамент. «Подобный живописный декор с отсутствием лицевых изображений сохранился только в одном памятнике XVI века, а именно в столпе Покровского собора в Москве, то есть в храме Василия Блаженного… Во внутреннем декоре Никитской церкви прослеживаются несомненные черты подражания убранству столичного собора.Но выполнен он значительно проще, наивнее, мастером, который, возможно, был знаком с необычным убранством собора Василия Блаженного и по-своему, более робко, его интерпретировал». (Т.Е. Казакевич, «О двух надписях в Никитской церкви села Елизарова», 2009 г.).

Апсиды храма. Обратите внимание на несимметричность расположения окон. 2020 год. Автор Алексей Паевский

Вернемся к истории храма. В 1570 году Алексей Данилович Басманов был обвинен в государственной измене и казнен по велению Ивана Грозного руками собственного сына Федора. Сам Федор Данилович Басманов, бывший царский любимец, был сослан на Белоозеро, где в 1571 году умер (убит) в монастырской тюрьме. Село Елизарово унаследовали его сыновья. В 1622 году Елизарово стало приданым Фетиньи Ивановны Басмановой — внучки Федора Даниловича Басманова, вышедшей замуж за князя Василя Яншевича Сулешова. В 1641 году Фетинья Сулешова в качестве поминания умершего супруга передала Елизарово вместе с другими принадлежавшими ей деревнями в Переславском уезде Троице-Сергиеву монастырю. Приход церкви Никиты Мученика перешел под монастырскую юрисдикцию.

Храм Никиты Мученика в 1980 году. Фото А.Г. Чайко. Главки над приделом уже нет, но барабан еще есть.

В течение века церковь и ее деревянная колокольня ветшали, требуя ремонта. До наших дне дошло «Дело о возобновлении в селе Елизарове ветхостей» от 1761 года, где отмечалось: «В вышеописанном селе Елизарове на церкви великомученика Никиты с приделом преподобного Ануфрия кресты да деревянная колокольница от ветру покривилась, также на показанной церкви крышка от давнего построения обветшала…». В 1764 году в результате секуляризации село перешло в Ведомство государственных имуществ. В 1822 году с западной стороны храма пристроили большую теплую трапезу с престолами Николая Чудотворца и Сергия Радонежского. Углы прямоугольной в плане пристройки слегка закруглялись, потолок перекрывал тяжелый коробовый свод, по фасадам шел двойной ряд окон. По распоряжению архиепископа в пряслах храма были пробиты три круглых окна и два прямоугольных; растесаны древние узкие окна на фасадах и в абсидах; заложен и заменен окном северный перспективный портал придела Онуфрия Афонского. В период между 1822 и 1829 годами была выстроена каменная, в духе классицизма, четырехъярусная колокольня, исказившая своим масштабом композицию древнего компактного храма. В конце XIXвека церковь едва не погибла: из-за сильных протечек в шатре встал вопрос о сносе. Спас памятник старины Николай Андреевич Артлебен — владимирский епархиальный архитектор, историк, археолог, один из пионеров архитектурной реставрации в России. Он предложил холодный храм Никиты Мученика отреставрировать, рядом же построить большой теплый храм с престолом Троицы. Строительство нового храма из красного кирпича было завершено в 1885 году.

Троицкий храм. 2020 год. Автор Алексей Паевский

В 1920 году храм Никиты Мученика исследовал знаменитый архитектор и реставратор Петр Дмитриевич Барановский. Сделанные им обмеры, чертежи и фотографии должны были стать основой для будущего восстановления исторического облика храма. Однако реставрация не состоялась. В 1930-е годы в трапезной разместили склад запасных частей совхозных авторемонтных мастерских. На государственную охрану храм Никиты Мученика взяли только в конце 1950-х. В 1966 году в «Описании технического состояния памятника» были зафиксированы: осевший местами фундамент; полностью разрушенные кровля и стропила на полицах; зарастание травой; частичное выветривание штукатурки шатра вместе с кирпичной кладкой. В 1976 году в критическом состоянии оказалась восточная стена — та самая, на которой тогда и обнаружили начало храмозданной надписи Басманова. Во время ремонтно-реставрационных работы были раскрыты заложенные в XIXвеке первоначальные окна, обнаружены пяты арок первоначальных же дверных проемов. В 1980-годы экстренные реставрационные продолжались, так как состояние церкви продолжало оставаться аварийным.

Храм и солнечное гало на небе. Фото 2020 года. Автор Алексей Паевский

Масштабная реставрация проводилась с 2006 по 2017 годы. Храм XIX века восстанавливается и сейчас. К сожалению, не стали восстанавливать главку над приделом Онуфрия, от которой оставался барабан. Сейчас церковь действует.


Текст: Александра Шапиро

Следить за публикациями на портале можно в наших группах в FacebookВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram. Кроме этого, у нас есть свой аккаунт в Instagram и канал в Яндекс-Дзен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *