Пияла — деревня в Онежском районе Архангельской области, расположенная на правом берегу Онеги. Впервые деревня упоминается в документах 1555/1556 года. «Российские древности» в своем летнем путешествии 2020 года отправились в Пиялу, чтобы увидеть один из выдающихся памятников русского деревянного зодчества второй половины-конца XVII века — традиционный для Поморья и Поонежья храмовый комплекс.
Архитектурный ансамбль Пияльского погоста (напомним, на Русском Севере административно-территориальное деление на погосты сохранялось вплоть до 1775 года) принято, согласно местной традиции, называть «тройником». «Тройник» в Пияле считается одним из самых ранних сохранившихся храмовых комплексов подобного типа в регионе. Правда, из трех сооружений — зимней церкви, летней церкви, колокольни — сейчас осталось только два. Но мы расскажем о всех, призвав на помощь старые фотографии.
Согласно памятной книге Пияльского прихода «тройник» был выстроен на земле, принадлежавшей Соловецкому монастырю. Первой «по старшинству» идет шатровая летняя церковь Вознесения Господняс приделами в честь Флора и Лавра и Рождества Богородицы, выстроенная в 1651 году неизвестными мастерамипо заказу неизвестных же храмоздателей. Храмозданная надпись гласит: «Лета 7159 месяца июня в 15 день построися церковь Вознесения Господня при Святейшем Иосифе патриархе Московском по благословению Никона митрополита Великоновгородскаго». «Никон, митрополит Великоновгородский» — это будущий реформатор патриарх Никон. Уже через год после строительства церкви в Пияле, 25 июля (4 августа) 1552 года митрополит будет торжественно возведен на престол патриархов Московских и Всероссийских. Молодой царь Алексей Михайлович и народ поклянутся «послушати его во всем, яко начальника и пастыря и отца краснейшаго».
Вот что писал о церкви исследователь Русского Севера, искусствовед, журналист и писатель Генрих Павлович Гунькин (1930-2006), более известный под псевдонимом Гунн, в своей книге «Каргополье — Онега» (1974). «Стройность пияльской церкви изумительна, ее архитектурное решение подчинено единому замыслу создать ощущение взлета ввысь — идея шатрового зодчества выражена здесь с максимальной отчетливостью. В сущности, все шатровые церкви выражают идею вознесенности ввысь, «к горнему». Вознесенская церковь замечательна тем, что являет собой дальнейшее развитие шатрового зодчества, доведение его форм до классической завершенности.
Церковь крещатая в плане — квадрат основания с четырьмя симметричными прирубами. Четверик, как и прирубы, сильно вытянут ввысь. Четверик переходит в сравнительно невысокий восьмерик с крутым повалом и завершается взлетом острого, идеального рисунка шатра. Взлет шатра направляют и усиливают два ряда узких килевидных бочек, завершающих прирубы, и остроугольные теремки над ними, к которым тесно прижаты вытянутые тонкие шейки главок — ритм островерхих линий подготавливает торжественный взлет шатра.
Такой прием невольно заставляет вспомнить мотивы каменного шатрового зодчества. Как известно, перенесение в каменное зодчество форм деревянного шатрового храма породило каменное шатровое зодчество, высшим достижением которого явилась церковь Вознесения в Коломенском. В свою очередь каменное зодчество оказало обратное влияние на деревянное шатровое, примером чему исследователи считают пияльскую церковь, а также церковь села Варзуга на Терском береге (см. «Историю русского искусства», т.VI, стр. 108).
«Бе же та церковь вельми чудна высотою и красотою, и светлостью», — записал летописец о коломенской церкви. Слова эти хочется повторить, говоря о пияльской церкви. С западной стороны к церкви примыкает трапезная с притвором, пристроенная, по-видимому, в позднее время: горизонтальная распластанность ее плохо совместима с вертикальной композицией. Алтарная апсида по форме идентична приделам. По карнизу восточной стены есть надпись о том, что церковь сия поставлена при государе Алексее Михайловиче».
Но уникальна церковь Вознесения прежде всего своей высотой — 45 метров (от основания до креста центральной главы). На сегодняшний день она является самой высокой из сохранившихся в России деревянных церквей: церковь Димитрия Солунского в Верхней Уфтюге — 43 метра; знаменитая церковь Преображения Господня на острое Кижи — 37 метров. (В 1970-х сгорела 50-метровая Вознесенская церковь в Типиницах Медвежьегорского района Карелии; в 1962 году — 45-метровая Владимирская церковь в Белой Слуде Красноборского района Архангельской области; в 2018-м — 42-метровая Успенская в Кондопоге). Вознесенская церковь, видимая из любой точки Пиялы, издавна служила ориентиром для тех, кто отравлялся по Онеге на лодке.
С момента постройки облик Вознесенской церкви претерпел изменения. В ХVIII веке к ней с запада пристроили большой объем трапезной с папертью.В 1882 году церковь была «перестроена заново»: иждивением купца Михаила Чебарова снаружи и внутри обшита тесом. В результате всех переделок были расширены первоначальные окна, утеряны окружавшая храм с трех сторон галерея, рундук входа на колокольню, имевший двускатную кровлю. В начале ХХ на средства семьи крестьян Малыгиных главы, шатер и кровлю покрыли железом. Традиционный городчатый осиновый лемех на главы и дощатое покрытие на шатер вернулись только во время реставрации 1970-х годов.
Богослужения в церкви прекратились в 1951 году. Старинные предметы убранства, иконы XVI-XIX веков теперь хранятся в Государственном Эрмитаже, Соловецком музей-заповеднике, музейном объединении «Художественная культура Русского Севера». Искусствовед, автор многочисленных научных трудов по христианской культуре Русского Севера Татьяна Михайловна Кольцова в своей монографии «Иконы Северного Поонежья» пишет и об иконах, когда-то бывших в Вознесенской церкви. «Пияльский праздничный чин конца XVI в. выделяется в онежском иконописном наследии необычайно тонкой манерой письма, крепким рисунком, продуманными, изысканными композициями. Цветовая гамма насыщенная, преобладают киноварь, умбра, охра, белила». Кольцова считает, что появление в Пияле таких высокохудожественных икон неслучайно: так, в XVI-XVIIвеках устройство внутреннего убранства храма происходило при участии крупного художественного центра региона — Соловецкого монастыря, владевшего в Пияле соляным промыслом. Богатый монастырь мог заказать иконы не местному, а приглашенному мастеру, например, ростовской иконописной школы.
До наших дней сохранилось великолепное восьмигранное живописное «небо»: семь архангелов, «Распятие», символы евангелистов. Создано «небо» было «радением крестьян Пияльского прихода по цене за 320 руб», кем-то последователей известного онежского иконописца Ивана Ивановича Богданова-Карбатовского (1716-1801).
Сейчас церковь полноценно не функционирует, идут работы по реставрации внутреннего пространства и внешние ремонтные работы.
Следующий храм «тройника» — теплый, во имя Климента Папы Римского — был построен в 1685 году. Самая первая пияльская церковь во имя этого святого, очень популярного в традициях храмоименования Русского Севера, упоминается еще в 1648 году, в дозорной переписной книге Каргополя и Каргопольского уезда: «Волость Пияла и с Ковкулою, а в ней на погосте церковь Климента Папы римского, строение приходских людей». К 1651 году храм уже сгорел, потом неоднократно возобновлялся после пожаров, так что возведение его в 1685 году было очередным. Пятиглавый кубоватый храм был почти вдвое ниже Вознесенского и располагался дальше от берега Онеги. В 1967 году церковь сгорела: в алтарь попала шаровая молния. С ее утратой ансамбль погоста утратил композиционную логику.
И последней, в 1700 году, появилась колокольня, выстроенная с северо-западного угла Вознесенской церкви. Ее конструкция необычна: два шестигранных в плане сруба, сооруженных один над другим с поворотом в 30 градусов, так, что углы верхнего приходятся на центр стен нижнего. Охарактеризовать колокольню можно как трехъярусную: два яруса куба-основания и ярус звона. Иными словами, в облике колокольни уникальным образом соединились две традиционные формы церковных построек данного региона: шестигранный сруб и ярусная композиция «восьмерик на высоком четверике».
Сегодня колокольня Пияльского погоста — один из немногих сохранившихся памятников храмового деревянного зодчества, имеющих форму шестиугольника в плане. В описи церковного имущества за 1814 год указано, что первоначально церковь имела традиционное шатровое завершение. «Колокольня деревянная, шатровая. На ней глава чешуйчета и крест деревянный. Вышины онная двадцать, а ширины с обе стороны по пять сажен». В конце XVIII– начале XIX века завершение сменили на граненый купол со шпилем. Ремонты «с поправками» проводились в 1788. 1826, 1852, 1916 годах. Со временем берег Онеги, на котором стоит колокольня, размывался рекой и осыпался — так, что постройка оказалась практически на самом краю берегового склона. Во время реставрации 1970-х годов берег перед колокольней укрепили бревенчатым тыном. Однако половодья и весенний лед продолжали разрушать берег и фундамент, так что один угол колокольни практически повис над обрывом. В 2017-2019 годах колокольню реставрировали, в первую очередь сделав монолитный фундамент.
Когда мы пробились через многие десятки километров грунтовой дороги от Плесецка к Пияле, нам повезло: колокольня была открыта, и мы смогли подняться на нее и сделать фотографии храма с высоты. Это стоило утомительной дороги того самого трудного дня нашего путешествия!
Текст: Александра Шапиро. Фото: Алексей Паевский
Следить за публикациями на портале можно в наших группах в Facebook, ВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram. Кроме этого, у нас есть свой аккаунт в Instagram и канал в Яндекс-Дзен.