История самого первого (а до 1902 года — и единственного) московского храма во имя легендарного крестителя Руси святого равноапостольного князя Владимира началась еще в первой четверти XV века. Великолепные сады загородного княжеского двора Василия I, миланский архитектор Алозио да Карезано, полная перестройка в XVII веке, прихожане из древних дворянских родов, современная научная реставрация — «Российские древности» отправились изучать летопись старинной церкви.
Храм во имя святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садех расположен на Ивановской горке — одном из древних московских холмов. Местность, некогда входившая в черту Белого города, до наших дней сохранила рельеф средневекового ландшафта, сформированного течением ныне не существующей реки Рачки — правого притока Яузы и левого притока Москвы-реки. Храм как раз стоит на высокой бровке Рачки. В XV веке здесь по приказу великого князя Василия I, старшего сына Дмитрия Донского, был выстроен летний загородный дворец, который окружали роскошные сады, разбитые на склонах холма. Когда именно в княжеских владениях появилась деревянная церковь во имя Святого Владимира — точно неизвестно. Во второй и третьей духовных грамотах Василия I, составленных в июле 1417 года и марте 1423 года, упомянут «новой двор за городом у святого Володимера». Между тем, в первой духовной грамоте князя от 1406-1407 года такого упоминания нет. Иными словами, период строительства церкви можно ограничить 1407 и 1417 годами. Искусствовед, специалист по древнерусской архитектуре Алексей Леонидович Баталов считает, что редкое для Москвы основание церкви во имя святого равноапостольного князя Владимира связано, скорее всего с «великокняжеским замыслом посвятить его равноапостольному сроднику, святому прародителю великокняжеского московского рода». Интересно, что один из престолов церкви посвящен святым Кирику и Иулитте: впервые об этом упоминается в документах 1613-1614 годов. Баталов полагает, что придел мог существовать и в более древнем храме, отмечая его значение: память этих святых празднуется в один день со святым Владимиром; соединение в одной церкви подобных престолов обычно происходило при обетном строительстве, когда донатор устраивал отдельные престолы святым, память которых совершалась в день важного для него события.
Новый, четко зафиксированный в документах, храм во имя святого Владимира был выстроен уже во времена правления правнука Василия I— Василия III. В 1514 году, «тоя же весны», как сообщал летописец, «благоверный и христолюбивый князь Василей. . . со многим желанием и верою повеле заложити и делати церкви каменныя и кирпичныя на Москве».
В великокняжескую программу строительства вошли 11 храмов, что для начала XV столетия было беспрецедентным по масштабу случаем обустройства города. Подобный размах можно было сравнить лишь с кардинальной перестройкой Кремля Иваном III— отцом Василия III. В списке из 11 храмов фигурировала и «церковь Володимер святый в садех». Отметим, как изменился топоним в названии церкви: от «нового двора за городом» до «в садех». Дело в том, что еще Иван IIIрасширил великокняжеские владения с садами до района современного Воронцова поля, где был построен новый загородный двор. Со временем резиденция на Ивановской горке утратит свое значение, а топоним «Сады» приобретет еще и прилагательное «старые».
Итак, выстроенная из кирпича церковь «Володимер святый в садех» была освящена 3 февраля 1516 года. В течение многих лет исследователи полагали, что под именем Алевиза Фрязина, выстроившего ее и остальные церкви из списка Василия III, фигурировал Алевиз Новый (полное имя которого весьма предположительно Алоизио Ламберти да Монтиньяна) — зодчий Архангельского собора и церкви Рождества Иоанна Предтечи в Кремле. Однако и искусствовед, специалист по древнерусской архитектуре Сергей Петрович Выголов (1929-1995), и историк архитектуры, архитектор-реставратор, автор фундаментального учебника по реставрации памятников архитектуры Сергей Сергеевич Подъяпольский (1928-2002) определили, что Алевизом Фрязиным из летописного источника был пьемонтец Алозио да Карезано, которому Василий III в 1499 году поручил строительство нового великокняжеского дворца в Кремле и каменной стены от него до Боровицкой башни, а также в 1508 году — сооружение рва вокруг Кремля и инженерные работы, связанные с плотинами и мостом на реке Неглинной.
Как выглядел этот выстроенный итальянским зодчим храм — неизвестно. Принято считать, что был он бесстолпным, одноглавым, перекрытым крещатым сводом; фасады завершались трехлопастными арками-трефолиями, отделенными от нижних частей антаблементом.
При сыне Василия III — Иване Грозном территория древней и на тот момент уже давно не функционировавшей великокняжеской резиденции (так, Баталов считает, что в конце XV века «хоромного» строения в великокняжеской усадьбе, вероятнее всего, не было) вошла в земщину. В конце XVI века Старые Сады оказались в черте Белого города, где активно начала строиться выселенная из опричных земель знать. В начале XVII века церковь во имя Святого Владимира превратилась в приходскую, вокруг нее образовался погост. Согласно выписке из «Строельной 7165 (1657 — прим. «РД») года в царствование Царя Алексея Михайловича книге Кремля, Китая, Белого и Земляного городов», «под церковью земли и кладбище длиннику по улице, что ото рву 33 сажени, по другой стороне 23 1/2 сажени, поперег, подле диаконовского двора 19 сажень, в другом поперечнике по сторонам дьяковского двора в узком месте кладбище ж 8 сажень. И то кладбище в длину пространно, а в поперечнике тесно…». Через некоторое время кладбище было расширено за счет перенесения дворов служителей и по царскому указу огорожено глухим забором.
Во второй же половине XVII века церковь перестроили. Точная дата реконструкции не определена. В документах фигурируют лишь: 1677 год —освящение придела Кирика и Иулитты; 1688 год — благословление храма патриархом Иоакимом, принесшим сюда образ Владимирской Божией матери; 1689 год — освящение придела мучеников Бориса и Глеба, на котором присутствовала царевна Софья. («В 1688 году, октября 6, св. Патриарх благословил церкви Благоверного кн. Владимира, что в Садех, попа Фому образом пресв. Богородицы на краске, — приходил с именинным пирогом» — из документов Патриаршего Казенного приказа.
«14 июля она (царевна Софья — прим. «РД») одна ходила в церковь св. Владимира, что в Садех, 15 июля в самый праздник св. Владимира она одна изволила быть в той же церкви на освящении и у обедни» — писал И.Е. Забелин в «Домашнем быте русских цариц в XVI и XVII столетиях»). Есть основанная на анализе стилистических особенностей архитектуры и декора здания версия: реконструкция была задумана в середине XVII века и растянулась из-за длительных перерывов на несколько десятилетий, до конца 1680-х.
Причина перестройки и новые храмоздатели также неизвестны. Исследователи полагают, что храм мог быть перестроен в рамках каменного строительства, которое в то время вели жившие в местном приходе бояре, представители служилых сословий. Некоторые на свои средства устраивали и содержали в приходских храмах фамильные, «домовые», приделы, куда часто устраивали отдельный вход. И скорее всего, придел Бориса и Глеба в церкви во имя Святого Владимира был домовым и ружным для Вердеревских — представителей древнего, из бояр, рода, одного из самых знатных в Рязанском княжестве. В начале XVI века Вердеревские владели поместьями в Рязанском крае и состояли воеводами, стольниками, думными дворянами. В XVII веке шесть человек из этой семьи служили стольниками при царях Иване и Петре Алексеевичах. И в «реченном приделе князей Бориса и Глеба … роду Вердеревских многия» были погребены. В стене придела сохранилась могильная плита с надписью: «Лета 7134 (1626 — прим. «РД») против двадесятого числа в четвертом часу нощи, изволением всесильного бога, думный дворянин Василий Петрович Вердеревский преселися от сего маловременного жития в некончаемые веки, а тело его погребено на сем месте». Судя по дате кончины, могильный камень перенесли из старой церкви. Затем в приделе были похоронены: стольник и сын стольника Федор Петрович Вердеревский («и погребен против сей таблицы»), от которого в приделе «дано было вкладу денег тысяча семьсот рублев и многое число всякой церковной утвари»; его мать Евдокия Андреевна, первая жена «Акилина Ларивонова , сестра Параскева Петровна (жена князя Ивана Даниловича Великогагина, комнатного стольника у малолетнего царя Петра Алексеевича, участника Азовского похода, погибшего потом под Нарвой). «На сем месте» также упокоилось несколько представителей древнего дворянского рода Нестеровых. В стену палатки (паперти) были вставлены надгробные доски двух младенцев из дворянской семьи Хрущовых. Одно из погребений жившего в приходе храма во имя Святого Владимира человека даже удостоилось упоминания в документах Патриаршего Казенного приказа. «В 1691 г., октября 26, св. Патриарх ходил к церкви Св. Благоверного кн. Владимира, что в Садех, на погребение тела кн. Владимира, княж Феодулова сына, Волконского, и дорогою нищим поручно рубль дано». Князь Владимир Федулович Волконский — Рюрикович, сын стольника и окольничего Федула Федоровича Волконского. Вполне вероятно, что наряду с Вердеревскими, и Нестеровы, и Хрущовы, и Волконские могли спонсировать реконструкцию и обустройство храма.
Еще один неустановленный момент в истории церкви во имя Святого Владимира — имена зодчих, строивших его в XVII веке. Но вот что интересно. Неподалеку от храма находится особняк городской усадьбы Н.А. Сумарокова — Н. А. Тюляевой (улица Забелина, дом 3). Он был выстроен на основе палат XVII века, от которых на левом торце здания остались два наличника с декором «елочка». Такую же «елочку» можно увидеть и на одном из фасадов храма, что позволяет исследователям предполагать: на строительстве обоих зданий работала одна артель мастеров. При этом, в связи с длительностью строительства, в разные периоды могли работать разные мастера.
Итак, в XVII веке храм приобрел сложную ассиметричную композицию: основной пятиглавый объем с тремя апсидами и открытым южным крыльцом; западный притвор с небольшим южным приделом Кирика и Иулитты; увенчанный небольшой центральной главой северный теплый придел Бориса и Глеба с одной апсидой и трапезной; колокольня, возведенная над северо-западным углом трапезной. Фасады придела Бориса и Глеба украсили кокошники, окна — нарядные наличники, а барабаны всех пяти глав — декоративные элементы в виде переплетающихся жгутов. Идентичный декор глав был у церкви Космы и Дамиана в Нижних Садовниках, возведенной в 1657 году (снесена в 1932 году).
В статье Википедии, посвященной церкви во имя Святого Владимира, можно прочитать: «Храм разобрали до нижнего яруса стен и выстроили заново, с приделами и многоярусной колокольней. В итоге от храма работы Алевиза Нового сохранились только нижняя часть стен и южный портал». Утверждение это кочует из одной популярной статьи в другую. Однако еще во время реставрационных работ 1973-1985 годов следов древнего здания в составе постройки обнаружено не было.
Вот что написал архитектор-реставратор Георгий Константинович Игнатьев в научном отчете о реставрации храма. «Портал, которые многие исследователи считали бесспорным элементом алевизовского здания … скорее всего повторяет формы порталов XVI в. и, возможно, включает белокаменные детали —характерные капители колонок — от портала древней постройки. Возможно также, что и поясок арочек под карнизом апсид и необычной формы ниши в пилонах алтарной преграды, не характерные для памятников середины 2-й половины XVII в., есть также детали, повторенные на новом храме в память о древнем, славном своей историей».
Далее в летописи храма был Троицкий — то есть случившийся на праздник святой Троицы 29 мая (9 июня) 1737 года — пожар, уничтоживший около четверти городской застройки. После пожара вдова (вторая жена) упоминавшегося выше стольника Федора Петровича Вердеревского — Татьяна Федоровна Вердеревская подала императрице Анне Иоанновне челобитную, в которой сообщала, что «как кровля, так и внутри оных церквей (приделов — прим. «РД»)иконостасс святыми иконами, и всякая церковная утварь без остатку згорело» и просила разрешить ей «от своего иждивения» восстановить придел Бориса и Глеба. Просьбу Вердеревской удовлетворили, разрешив ей «как внутри, так и кровлю на оном приделе вновь построить и построя убрать святыми иконами и прочим церковным благолепием по подобающим против протчих святых церквей». Меньше, чем через год, 1 февраля 1738 года восстановленный придел был освящен.
Так же на средства прихожан осуществлялись ремонты в 1748 года (после пожара) и 1789 года (после бури), а также в 1794 году «исправления» икон и украшение храма «стенным писанием». В конце XVIII века была перестроена колокольня: первоначальный четверик с изразцовым декором вместо предположительно шатра (изображения до реконструкции не найдены) имел теперь завершение в духе классицизма.
Во время пожара 1812 года внутренне убранство церкви практически не пострадало, сгорела лишь крыша. Однако из-за того, что многие прихожане и священнослужители церкви лишились своих домов, ее приписали к церкви мучеников Космы и Дамиана на Покровке, а затем — к церкви Ивановского монастыря. В Московской духовной консистории церковь Святого Владимира, лишившуюся прихода, даже хотели разобрать как ненужную. И вновь именитые прихожане помогли храму: действительный статский советник Волынский писал прошения и жертвовал деньги на возрождение храма, титулярная советница Волкова своим коштом» восстанавливала придел Кирика и Иулитты.
На фотографии из альбома Н.А. Найденова «Москва. Соборы, монастыри, церкви. Белый город» 1882 года видно, что к храму пристроено западное крыльцо, повторяющее формы южного, но неудачно перекрывшее первоначальный пояс ширинок с изразцами.
Летом 1888 года храм Святого Владимира стал главным «героем» празднования 900-летия крещения Руси. По окончании литургии от храма отправился крестный ход в Кремль.
После революции храм действовал до 1932 года, пока его не решили передать в ведение ОГПУ. При этом сектор науки Народного комиссариата просвещения попытался хоть как-то спасти «выдающийся памятник архитектуры постройки знаменитого итальянского архитектора Алевизо». Поэтому запретил работы, которые могли бы исказить облик памятника, то есть снимать главы и кресты, растесывать и пробивать новые оконные и дверные проемы и т.д. Однако в 1937 году барабаны с главами и крестами были разобраны.
Перед этим архитектор Георгий Васильевич Севан из архитектурной мастерской Жолтовского успел произвести обмер памятника. В 1948 году здание передали Государственной публичной исторической библиотеке, располагавшейся в том же Старосадском переулке. И снова храм чуть не снесли, чтобы освободить место для нового корпуса библиотеки. Однако этого по счастью не произошло, и в древней церкви разместили резервный книжный фонд, установив высокие многоярусные стеллажи. В 1980 году пожар повредил остатки росписей на сводах и стенах.
В период длительной реставрации храма были воссозданы по старым фотографиям и обмерам главы и кокошники; восстановлены наличники, частично стесанные в XVIII веке в процессе расширения оконных проемов; воссозданы и восстановлены рельефные поливные изразцы второй половины XVII века; восстановлены первоначальные оконные проемы с лучковыми и прямыми перемычкам, оконные решетки; отреставрированы порталы.
В 1991 году. после длительного перерыва, в отреставрированном храме состоялась первая литургия. В 1998 году возобновились богослужения в приделе Бориса и Глеба.
Ночной облик храма. Фото Алексея Паевского, февраль 2024 года
Текст: Алекандра Шапиро
Следить за публикациями на портале можно в наших группах в ВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram. Кроме этого, у нас есть свой канал в Яндекс-Дзен.