«Российские древности», как известно, в поисках интересных артефактов, готовы отправиться на край света. В этот раз древность в прямом смысле слова приехала к нам: впервые за много десятилетий Псково-Изборский музей-заповедник передал на экспозицию в другой город псковскую святыню XIII века – меч знаменитого князя Довмонта-Тимофея. Уникальный артефакт можно будет увидеть до 8 августа 2021 года на выставке «История России глазами художников. К 800-летию со дня рождения Александра Невского», устроенной в Москве, в Новой Третьяковке на Крымском валу.
Владелец меча – причисленный к лику святых князь Довмонт-Тимофей, правивший в Пскове 33 года (1266-1299 гг.), за которые княжество Псковское фактически перестало зависеть от Новгородской республики; согласно летописным сказаниям: продолжатель политики Александра Невского, талантливый военачальник, защищавший город от нашествия ливонских рыцарей, строитель мощной псковской крепости, так называемого «Довмонтова города», и храмов. Пожалуй, об этом ярком герое русского Средневековья стоит рассказать подробнее.
Сведения о рождении и происхождении князя Довмонта скудны. Датой его рождения предположительно называют 1227 год. Согласно одним источникам, он был сыном Миндовга – основателя первой династии литовских князей, правителя Литвы с 1253 года. Согласно другим – вассалом и «сыновцом» (племянником) Миндовга, правящим в Нальшанах (историческая область, включавшая себя юго-восточные территории современной Литвы и северо-западные земли современной Белоруссии). В 1263 году в результате политического заговора Миндовг был убит. И снова в источниках нет единогласия, но большинство излагает версию, что Довмонт принимал в заговоре и убийстве активное участие. В 1266 году Довмонт вместе с семьей и верной ему дружиной бежит в Псков, где княжил в то время Святослав Ярославич Тверской, племянник князя Александра Невского. Опять-таки, мотивы побега Довмонта из Литвы и приход именно в Псков, также остаются неясными. Летописец сообщал: «Тогда же выбегоша Литвы в Плесков с 300 и с женами и с детьми, и крести их князь Святослав с попы плесковскими и со плесковици…»
Плесков – так тогда называли Псков. Небесным покровителем Довмонта при крещении стал святой мученик Тимофей Газский и Кесарийский. А затем по решению веча Довмонта-Тимофея приглашают на княжение в Пскове. Почему вече выбрало пришлого недавнего язычника? Источники не дают на это внятного ответа. Скорее всего Дормонт со своей дружиной выступил в роли Рюрика, когда-то призванного на Русь. Только в данном случае его княжение должно было осуществить давнее желание псковичей получить автономию от Новгорода. И кроме того, Дормонта могли посчитать успешным защитником Пскова от ливонских рыцарей.
Время княжения Дормонта ознаменовалось многими его походами и сражениями. В 1266-1267 годах князь «ходил на Литву». По легенде, перед одним из сражений Довмонт обратился к псковичам с речью: «Братья мужи псковичи, кто стар, тот отец мне, кто молод, тот брат. Прославилось мужество Ваше во всех странах. Пред Вами жизнь и смерть. Братья мои, постоим за дом святой Троицы и за святые церкви, за свое отечество». В 1268 году князь с дружиной псковичей в составе объединенного русского войска принял участие в Раковорской битве (Раковор, Раквере – город в Эстонии). «Бысть страшно побоище, яко не видали ни отци, ни деди». В результате ливонские рыцари потерпели поражение. После Раковорской битвы Довмонт несколько раз успешно отражал нападения Ливонии на русские земли.
В главной агиографической биографии Довмонта – «Сказании о благоверном князе Довмонте и храбости его», составленном во второй четверти XIV века – говорится о том, что около 1282 года князь женился на внучке Александра Невского, княжне Марии Дмитриевне. Брак стал символическим и почетным, как для Пскова, так и для самого князя. После смерти князя его супруга приняла иноческий постриг с именем Марфа в Псковском Иоанно-Предтеченском монастыре и была прославлена в лике святых. Однако в 1858 году Август Энгельман в работе «Хронологические изыскания в области русской и ливонской истории в XIII и XIV столетиях» высказал мнение, что этот брак – миф в силу малолетства Марии.
Принято считать, что по указу Довмонта в Пскове выстроили мощную крепость («Довмонтов город») и храмы во имя священномученика Тимофея Газского, великомученика Георгия и Федора Стратилата. Согласно житийным источникам, церковь во имя Тимофея Газского возведена была честь победы над немецкими рыцарями в 1268 году, которая состоялась именно в день памяти этого святого. Церковь во имя Федора Стратилата возводили в ознаменование разгрома рыцарей в сражении 8 июля 1272 года.
Дата кончины Довмонта – 1299 год. Летописец повествовал: «В лето 6807 4 марта разграбили немцы посад у Пскова. Князь Довмонт выехал с малой дружиной и победил их у церкви апостолов Петра и Павла.Того же лета преставился благоверный князь Довмонт 20 мая. Того же лета был злой мор во Пскове». Так же источники сообщали, что похоронили князя в церкви Святой Троицы на Крому. Между тем, в журнале «Вопросы истории» (2015 год, №8, стр.20-38) была опубликована статья А.Н. Нестеренко «Довмонт(Тимофей) Псковский». В ней автор, подвергая критическому анализу данные из сохранившихся письменных источников о жизни князя, в частности, пишет: «На декоративном надгробии, установленном в Троицком соборе псковского Крома, начертана художественная эпитафия неизвестного автора…Но, как нам известно, в действительности останков Довмонта в Троицком соборе не обнаружено… И погиб он не в Пскове, а в своем отечестве, куда вернулся вскоре после Раковорской битвы…Где на самом деле погребено его тело, неизвестно». На момент написания нашего материала мы не готовы как-то прокомментировать цитаты из данной статьи. Позже, после изысканий в других научных трудах, мы обязательно к этому вопросу вернемся, а сейчас, собственно, пора рассказать и о мече Довмонта.
Меч – святыня Пскова, символ его средневековой истории. Когда-то им опоясывали князей при возведении на псковский стол, а после причисления Довмонта к лику святых его изображение появилось на псковских монетах и печатях (XV век).
Специалисты давно уже ведут дискуссии по поводу принадлежности этого меча Довмонту. Точно известно, что упоминания о клейме на мече (рисунок в виде «бегущего волчка», характерный для оружейников города Пассау) известны около 1260 года. Изображение аналогичного меча датировано 1299 годом. Так что традиционная на данный момент версия: это единственный в России и один из немногих в мире сохранившихся мечей XIII века.
Так что вполне возможно, что именно этим мечом Довмонт ранил в лицо магистра Ливонского ордена во время сражения под стенами Пскова в 1271 году. Между тем, исследователи меча отметили: рукоять древнее клинка, а сам клинок на 10 сантиметров укорочен со стороны рукояти. Тут уже высказываются сторонники другой версии: меч был специально изготовлен для церемониальных культовых целей «по средневековому образцу» из меча большего размера и с более длинной рукоятью.
Текст: Александра Шапиро
Следить за публикациями на портале можно в наших группах в Facebook, ВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram. Кроме этого, у нас есть свой аккаунт в Instagram и канал в Яндекс-Дзен.