Храм во имя праздника зачатия праведною Анною Пресвятой Богородицы – один из старейших московских посадских храмов. Расположен он в Зарядье, на пересечении Китайгородского проезда и Москворецкой набережной. Дата его возведения определена лишь примерно, ктитор неизвестен, а во внешнем облике древнее «новгородско-раннемосковское» зодчество сочетается с архитектурой XVII века. Когда-то путник, входя в Китай-город через Косьмодемьянские ворота, видел этот храм, стоящим на пригорке на фоне панорамы Кремля. История Зачатия праведной Анны что «в углу» и со знаменитым стоянием на Угре, и с именем князя Дмитрия Михайловича Пожарского, и с рождением у царя Алексея Михайловича дочери Екатерины. «Российские древности» продолжают размещать Зарядье на своей карте и отправились к этому храму.
Храм Зачатия праведной Анны – центрический, бесстолпный, одноапсидный, перекрытый крещатым сводом. Строили его в полубутовой белокаменной технике в сочетании с маломерным кирпичом, отделывали в лаконичной манере. А вот когда строили – вопрос.
Во время ночной бури 20 июля 1472 года в Москве начался пожар, повредивший территорию Великого посада и 25 церквей. Посад или Великий посад – так в XV столетии стали называть торгово-ремесленный район у стен Кремля. Зарядьем же считать лишь древнейшую (известную с конца XI века) часть посада, расположенную за торговыми рядами. А 28 июля 1493 года случился страшный по разрушительности и человеческим жертвам пожар: «А из города торг загорелся, и оттоле посад выгоре возле Москву-реку до Зачатиа на Востром конце». «Зачатиа на Востром конце» – это церковь Зачатия праведной Анны, расположенная на участке у реки Москвы, который острым клином вдавался в болотистый Васильевский луг.Топоним «в углу» появилось в названии храма после строительства в 1530-х годах Китайгородской стены, которая превратила «вострый конец» в замкнутый угол посада. (В XVII столетии церковь называли и «что у городовой стены в Углу, и «что в Китай-городе на берегу», и что в Китае на углу, и «что за соляным рядом»).
И вот на основании того, что церковь не была упомянута в описании пожара 1472 года, а появилась лишь в хронике пожара 1493 года, дату ее строительства исследователи укладывали пределах между, соответственно, 1472 и 1493 годами. Однако летописец не сообщил, была ли церковь каменной или деревянной. Поэтому исследователь и реставратор храма в 1954-1957 годах архитектор Лев Артурович Давид не считал летописный источник серьезным аргументом для датировки постройки. Критически отнесся он и к ряду исследовательских работ XIX столетия, в которых утверждалось, что здание перестраивалось после пожара 1547 года, когда разрушенные древние каменные своды заменили кирпичными. Его изучение храма позволило утверждать: он построен полностью в один строительный период. Итак, Л.А. Давид относил время постройки Зачатия праведной Анны к середине–второй половине XVI века. В недавно изданном Государственным историческим музеем путеводителе по Зарядью написано: «существующий ныне храм, построен, предположительно, в 1547 году». Видимо, косвенной «зацепкой» к этой дате послужило упоминание в материалах XIX века о некоем старинном рукописном сборнике (утраченном), сообщавшем, что Иван Грозный пожара в 1547 г. в храм Зачатия Анны послал икону Богородицы «от всяких скорбен во избавление».
Специалист по древнерусской архитектуре Андрей Леонидович Баталов полагает, что самое ранее возможное начало каменного строительства – после пожара 1547 года. На мемориальной табличке на храме значится «начало XVI века». Между тем, первое упоминание церкви как каменного строения относится лишь к 1626 году.
Современный историк архитектуры Сергей Вольфгангович Заграевский высказывал интересную версию о времени возведения храма, основываясь на том, что сложен он из белого камня. Позволим себе привести обширную выдержку из его работы «Архитектурная история церкви Трифона в Напрудном и происхождение крещатого свода» (М.,2008 г.).
«Белокаменное строительство стало одной из основных составляющих процесса вхождения Древней Руси в число ведущих европейских держав – процесса, надолго прерванного лишь татаро-монгольским нашествием. И только в конце XV века, когда мастера западноевропейского Ренессанса полностью перешли на гораздо более надежное, дешевое и практичное кирпичное строительство, выражение государственной мощи и имперской идеологии в камне потеряло смысл. Тогда и в Московской Руси произошел повсеместный переход на кирпич. Начиная с этого времени, для древнерусской архитектуры белокаменные храмы – редчайшее исключение. Строились они, как правило, вблизи каменоломен… Последними однозначно датированными крупными белокаменными храмами, возведенными на значительном (несколько десятков километров) расстоянии от каменоломен, были два московских Успенских собора – Мышкина и Кривцова (1472–1474) и Фиораванти (1475–1479). Логика их возведения из белого камня ясна: в это время на Руси факт использования этого материала еще выражал великокняжеский престиж и имперскую идеологию. Но после того, как приехавшие вслед за Фиораванти Пьетро Антонио Солари, Алевиз Фрязин «Старый», Бон Фрязин, Алевиз Новый и другие итальянские архитекторы начали в Кремле масштабное кирпичное строительство, выражение великокняжеских амбиций в белом камне потеряло смысл. … Следовательно, мы должны датировать ранее середины XVI века и церкви Трифона в Напрудном и Зачатия Анны в Китай-городе, в противном случае их возведение в белом камне теряет всякую логику. А объяснять огромные дополнительные затраты простой случайностью вряд ли уместно…»
Таким образом, С.В. Заграевский делает следующий вывод: «Нельзя отрицать и возможность возведения посадского храма одним из великокняжеских архитекторов (тем более, что о ктиторе китайгородской церкви мы ничего не знаем). В пользу такой возможности говорит возведение стен церкви Зачатия Анны из «имперского» белого камня вдали от каменоломен. Следовательно, мы вправе принять «допожарную» дату возведения китайгородской церкви (до 1493 года) и полагать, что в летописном сообщении о большом московском пожаре говорится именно о существующем каменном храме Зачатия Анны».
История же строительства приделов храма сохранила и даты, и имена ктиторов. В 1617 году князь Дмитрий Михайлович Пожарский на свои средства реконструировал церковь, которая пострадала в октябре 1612 года от обстрела в ходе штурма Китай-города отрядами земского ополчения. Князь восстановил в камне южный престол святого Мины, который, по преданию, появился еще в древней деревянной церкви. День памяти святого Мины Котуанского отмечается 11 ноября: именно в этот день в 1480 году состоялось знаменитое стояние на Угре, положившее конец зависимости Руси от Золотой Орды. Так же с именем Пожарского связано и возвращение в храм уникального колокола. В 1610 году московский купец Иван Григорьевич Твердиков (известный как храмоздатель московской церкви Николая Чудотворца Красный звон) купил колокол, отлитый в середине XVI века во Франции. Как попал старинный французский колокол на московский рынок? Скорее всего, это было связано с распространением в Западной Европе идей Реформации и разорением католических храмов: «голландцы и антверпенские торговые люди» везли в Москву утварь и колокола из разграбленных церквей и монастырей. По указанию Твердикова на колоколе выгравировали вкладную надпись, гласившую: «Дал сий колокол в дом Пречистые Богородицы честнаго и славнаго Ея Зачатия, что в Китае городе, Иван Григорьев сын Твердиков по своих родителех по отце своем по Григории да по дяде по Стефане да по Игнатии да по Михаиле да по Григории да по Михаиле Ивановых детех Твердиковых, и их за тот колокол повседневно поминать». В период польско-литовской оккупации Москвы колокол был украден. Князь Пожарский, узнав, что похищенный колокол снова появился «на рынке», выкупил его и вернул в храм. А на колоколе появилась вторая вкладная надпись. «Лета 1721 октября в 19 день после литовского разорения Бог поручил Китай город русским людям церковь Зачатия Пресвятой Богородицей русские воры разорили и сей колокол взяли и этот колокол купил боярин Дмитрий Михайлорвич Пожарский и дал тутож в дом к Зачатию Пресвятой Богородицей по своих родителех и за тот колокол священникам о его здоровии о чадех его Бога молити и родителей его повседневно поминати». В 1935 году этот колокол был передан на хранение в Покровский собор, где он находится и поныне.
(В популярной литературе встречается версия, что князь Пожарский возвел не придел святого Мины, а самостоятельную одноименную ружную церковь с приделом Девяти мучеников Кизических. Этот храм примыкал к Зачатьевскому храму с юга и стал ее приделом лишь после перестройки 1752 года на средства купеческой вдовы Параскевы Матвеевны Замятиной).
Первые Романовы – цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович – посещали церковь Зачатия праведной Анны в храмовые праздники. Храм находился на государевом хлебном жаловании. Появление в 1660-х годах северного придела храма во имя святой Екатерины связывают с рождением в 1658 году царевны Екатерины Алексеевны, дочери царя Алексея Михайловича. (Екатерина Алексеевна – старшая единокровная сестра Петра I; храмоздательница Нового собора Донского монастыря; принимала участие в обряде крещения Марты Скавронской в православие).
Нужно отметить, что приделы храма имеют прямоугольные апсиды, что является большой редкостью. В 1688 году храм отремонтировали, примерно в тот же период вокруг его стен соорудили галерею-гульбище. Если приглядеться, то в фундаментах приделов и гульбища можно увидеть фрагменты белокаменных древних надгробий. В 1752 году к северо-западу от храма с примыканием к гульбищу возвели двухъярусную колокольню.
Вскоре после революции церковь закрыли. Ее реставрация началась в 1954 году. В ходе реставрации (Л.А. Давид совместно с Б.Л. Альтшуллером и С.С. Подъяпольским) обнаружили первоначальные, считавшиеся утраченными, порталы храма, и разобрали колокольню. «При реставрации памятника были удалены преимущественно наслоения XVIII в. и более позднего времени. Хотя восстановление древнего ядра памятника в первоначальных формах документировалось с редчайшей полнотой и неоспоримостью, пристройки XVII в. (придел св. Мины, гульбище, придел св. Екатерины) были сохранены. Принятие такого решения основывалось на том, что, с одной стороны, позднейшие пристройки имеют историческое и историко-архитектурное значение, а с другой – создавшие их мастера XVII в. сумели добиться определенного композиционного равновесия и гармонии» – писал он. Разборка колокольни и придела Девяти мучеников Кизических (XVIII век, реконструирован после войны 1812 года) стала предметом критики историков.
За то время, что в храме находились различные учреждения, его убранство и отделка интерьеров были утрачены. Остатки древней фресковой росписи были обнаружены в период натурного обследования в 1947-1948 годах.
В 1994 году храм вернули верующим, но затем из-за сноса гостиницы «Россия» и строительства парка «Зарядья» богослужения временно прекратили. Сегодня внутри храма идет реставрация.
Текст: Александра Шапиро