В новом материале портала «Российские древности» мы не просто вернемся в Великий Новгород и в домонгольское время. Сегодня мы начинаем совместный проект РД и Новгородской области при поддержке губернатора Андрея Никитина и АНО «Русь Новгородская». В течение ближайших месяцев мы опишем все 86 памятников древней архитектуры, сделаем отдельный новгородский «культурный слой» на Яндекс-картах, таким образом сделав комплексное популярное описание всех новгородских древностей, которое будет использоваться и Новгородской областью. И это – только первый этап дружбы нашего проекта с Великим Новгородом. Следите за нашими материалами!

Великий Новгород занимает первое место среди всех русских городов по количеству сохранившихся памятников древнейшего периода, и еще далеко не о всех мы рассказали. Наш сегодняшний рассказ пойдет о церкви-сейфе заморских купцов и об одной из самых сложных задач, которые стояли перед реставраторами. Итак, храм Параскевы Пятницы на Торгу.

Храм в 2010 году. Алексей Паевский

Кто был в Новгороде, тот знает, что там изначально существовало (и существует) разделение города на принципиально разные части: Софийскую, с храмом Святой Софии и Детинцем, и Торговую. Сейчас от кремля к Торгу перекинут пешеходный мостик, и всего за несколько минут можно пройти от Софии до места, которое носит два названия: Ярославово дворище (по месту некогда существовавшей здесь княжеской резиденции) и Торг. Здесь было основное место торговли, здесь была вечевая площадь (впрочем, как показали историки, вече в Новгороде было далеко не для всех), здесь же был центр деловой и светской жизни Великого Новгорода.

Храм на рисунке из альбома «Виды новгородских церквей» 1862 года

Разумеется, здесь стоят и храмы. И при этом, если в Детинце сейчас можно заметить всего три церкви (на самом деле их больше, особенно, если считать известные археологические остатки), причем древняя только София, то на Торгу по-прежнему высится семь храмов, в том числе – третий по времени возведения каменный храм Великого Новгорода, Николо-Дворищенский собор 1113 года. Еще одно домонгольское здание — церковь Параскевы Пятницы очень необычной для вольного города архитектуры.

Снимок мая 2021 года. Алексей Паевский

Пятница — святой день на Руси

Интереснее всего то, что в Новгороде, особенно на Торгу, храмы несли, так сказать, двойное назначение. Первое, разумеется, ритуальное (а заодно и что-то вроде дома культуры или клуба — место встречи членов той или иной территориально-социальной группы). Второе же — складское и, можно сказать, сейфовое. Именно в подклетах (подвальных этажах) каменных церквей купцы «арендовали» места для хранения самых ценных товаров и денег. Потому что при пожаре в деревянном городе единственное, что оставалось целым, — это каменные храмы.

Вологодская икона Параскевы. XV век
Wikimedia Commons

Несколько слов о самой Параскеве Пятнице. C точки зрения Церкви Параскева Ионийская жила при Диоклетиане и пострадала за веру, отчего почитается как великомученица. День ее памяти — 10 ноября (28 октября старого стиля). Кроме того, была еще и Параскева Сербская, почитаемая в чине преподобной, жившая много веков позже. Ее день памяти — 27 (14) октября. Но обе они слились в народный культ Параскевы Пятницы (греческое παρασκευη обозначает приготовление к субботе). Этот культ оброс различными подробностями и суевериями. Например, в дни Параскевы Иконийской и Параскевы Сербской не пряли, не стирали и не пахали, чтобы «не запылить Параскеву и не засорить ей глаза». И считалось, что если кто нарушит запрет, то Пятница нашлет болезни.

Дошло даже до того, что Стоглавый Собор в XVI веке уделил внимание этой проблеме.

«Да по погостам и по селом ходят лживые пророки, мужики и женки, и девки, и старые бабы, наги и босы, и волосы стростив и распустя, трясутся и убиваются. А сказывают, что им являются святая Пятница и святая Анастасия и велят им заповедати хрестияном каноны завечати. Они же заповедают крестьяном в среду и в пятницу ручного дела не делати, и женам не прясти, и платья не мыти, и каменья не разжигати».

Так что Пятница была на Руси очень популярной. К слову, наш храм — не самая древняя пятницкая церковь, дошедшая до нас, черниговская Пятница будет немного подревнее.

В Новгороде Пятница была торговым днём, когда на Торг съезжались жители окрестных населенных пунктов, сходились новгородцы. Этот день у славян выделялся особо. Судя по некоторым данным археологии и мнению исследователй, именно в пятницу в 991 году было крещение новгородцев. И, вероятно, произошел трансфер ветхозаветного запрета работать в шестой день (воскресенье по-старославянски «неде́ля», конец семи дней недели — «седми́цы» на праздничную пятницу у славян. В разных частях русского мира сохранилось особое почитание некоторых пятниц, например, Ильинская пятница, Шестая или Седьмая пятница (отсчитываемая от Пасхи или Троицы). Во многих храмах новгородской митрополии сохранились старинные иконы мученицы Параскевы (Пятницы).

Именно с этим храмом связано представление о том, что святая Параскева — покровительница благополучного брака. Девицы, желающие выйти замуж, молятся этой святой и должны обойти храм вокруг столько раз, сколько углов на храме. А это не так просто, если присмотреться внимательно к архитектурному решению строителей. Поверие живо в Новгороде до сих пор, поэтому вокруг храма можно заметить сильно утоптанную тропинку, отличающую Параскеву на Торгу от всех других храмов не только Ярославова Дворища, но и всего древнего города.

Храм Параскевы Пятницы, как и многие другие, строился купцами. Впервые Пятницкую церковь построили еще в 1152 году «заморские купцы» (те самые «заморские гости», которые упомянуты в соответствующей арии). Кстати, это не иностранные купцы, а купцы, торгующие с заграницей, некий внешторг новгородский. В 1152 году храм построили деревянный. Он, разумеется, сгорел — через четыре десятилетия. Выстроили новый, в 1191 году («сърубиша …святыя Пятници на Търговищи Костянтине с братом» — свидетельствует Новгородская первая летопись)  — снова сгорел. И вот в 1207 году «заморские гости» снова построили храм — на сей раз в камне. Крестообразность плана, мощные пучковые пилястры и плинфа в качестве строительного материала говорят о том, что строили его приглашенные мастера, причем, скорее всего, смоленские (посмотрите на Свирскую церковь, о которой мы уже писали!).

Именно в этом городе впервые возникли подобные, изумительно красивые постройки. Потом такие храмы строили в Чернигове, в Овруче (это только сохранившиеся), но в Новгороде подобный тип построек не прижился. Точнее – творчески растворился. В 1219 году в Новгороде была заложена церковь Михаила Архангела на Прусской улице с примыкающим к ней приделом Трех Отроков (посвящение известному сюжету трёх отроков в пещи огненной).

План сохранившихся частей храма. Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области. Под редакцией М.И. Мильчика. СПб, 2008

Как пишут источники, придел  построили в рекордные четыре дня, а вот храм строили пять лет. Раскопки показали, что и Михайловская церковь принадлежала тоже к смоленской школе – но ее черты были уже более приглушенными, «новгородскими».

Вид с севера. Снимок мая 2021 года. Алексей Паевский

Ниши на южном фасаде церкви. Снимок 2018 года. Сергей Аванесов

«В результате археологических работ под руководством В. А. Булкина и Г. М. Штендера выяснилось, что церковь Михаила Архангела принадлежала к смоленской архитектурной традиции, но ее тип был несколько упрощен по сравнению с церковью Параскевы-Пятницы: здесь отсутствовала вима, храм внутри был четырехстолпным, но в экстерьере боковые прямоугольные апсиды были выявлены лопатками, как в соборе Троицкого монастыря на Кловке в Смоленске.

Церковь Михаила Архангела как будто дает основания для предположения о том, что смоленская артель осталась в Новгороде и продолжала работать в своей манере. В любом случае, работали ли смоляне в Новгороде постоянно или приглашались для строительства отдельных храмов, остается неясным, когда же начался процесс адаптации самими новгородскими мастерами смоленских приемов», — пишет исследователь древнерусской архитектуры Владимир Седов.

Южный фасад храма.

Задача для реставраторов

Века идут, и здание время от времени требует ремонта. Несколько раз (в XIV и в XVII веках) храм сильно перестраивали. Большее количество раз – не очень сильно.  Например, после пожара 1340 года «церковь та падеся» —  обрушился юго-западный угол здания, и, вероятно, своды и барабан, заново возведенные в 1345 году. Из-за этого факта Игорь Грабарь вообще датировал храм 1340 годом.  В 1524 году храм снова перестраивают по заказу «московского гостя» — и это не Женя Лукашин, а купец, торгующий с Москвой, Дмитрий Сырков. В 1650 году – снова пожар, снова перестройка. 

Фото Игоря Грабаря начала XX века.

Как и все новгородские храмы, Параскева пострадала в Великую Отечественную войну, и ей требовалась реставрация. Восстановление Пятницкой церкви стало, пожалуй, одной из самых сложных задач для реставраторов за всю историю. Дело в том, что выдающийся реставратор и архитектор Григорий Штендер, обследовавший храм, нашел на памятнике следы как минимум 15 перестроек! И как быть с ними? Восстановить храм на момент 1207 года и уничтожить следы архитектуры другого времени, не менее важные для истории архитектуры?

Реконструкция первоначального облика от Г.М. Шендера.

Храм в 1940-х годах

Вид с востока. Серым показаны части XIV века. Снимок мая 2021 года. Алексей Паевский

Окна восточного фасада церкви. Фото 2018 года. Сергей Авансов

В итоге ученые приняли решение укрепить памятник и восстановить его, сохранив основные перестройки. А чтобы получилось нагляднее, разные эпохи в истории здания обработали по-разному: 1207 год оставили неотштукатуренным, проявив структуру плинфы, XIV век отштукатурили и покрыли серой замазкой, как тогда было принято, а фрагменты XVII века (барабан и главу) побелили, как было принято.

Слева — Параскева Пятница (вид с юго-востока), справа — храм Успения на Торгу. Снимок мая 2021 года. Алексей Паевский

Кладка храма. Фото 2018 года. Сергей Аванесов

Сейчас  новгородская Параскева вошла во все учебники по реставрации. Впрочем, читать их не обязательно: достаточно перейти мост, соединяющий Софийскую сторону и Торговую.


Текст: Алексей Паевский

Редакция выражает благодарность Сергею Аванесову и Даниилу Крапчунову за консультации при подготовке статьи и предоставленные фотографии памятника.

Следить за публикациями на портале можно в наших группах в FacebookВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram. Кроме этого, у нас есть свой аккаунт в Instagram и канал в Яндекс-Дзен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *