Сегодняшний выпуск портала «Российские древности» очень необычный. Потому что древность в нем – самая настоящая, древняя, но знаем мы о ее существовании всего пять (!) лет. Всего пять лет из более чем восьмисотлетней истории первоклассного памятника византийской архитектуры – и пять лет изучения потрясающей археологической находки. Ведь найти «в земле» остатки древнего храма с сохранившимися на высоту более четырех метров стенами – случай даже в мировой практике редчайший. Итак, мы вместе с февральской экспедицией РД отправляемся к подножию горы Килиса-Кая, что неподалеку от Судака, по пути из Солнечной Долины.
Этот храм, безусловно принадлежащий к византийской архитектуре, сохранился достаточно полностью. История его открытия весьма необычна.
Никакие письменные источники не сообщают о том, что в 750 метрах к югу от современной трассы Судак-Щебетовка (86 километр дороги) на восточном склоне балки близ северного подножия горы Килиса-Кая располагался древний храм. Однако еще в 1999 году разведочная археологическая экспедиция обнаружила неподалеку от этого места развал камней. Обнаружила, зафиксировала, описала как следы монастыря (название Килиса-Кая означает «Церковная гора») и… и все.
17 лет спустя местные жители наткнулись уже не на развал камней в дерне, а на каменную кладку. Видимо, участок земли сполз вниз и обнажил верхушку полностью засыпанного храма. Это стало археологической сенсацией года. В тот же год памятник раскопала экспедиция Института археологии Крыма под руководством Вадима Майко. Исследования ведутся по сей день. Раскопан храм, некрополь рядом, родник и резервуар для него.
Найденный храм довольно большой, особенно по меркам византийского Крыма: его общая длина по оси запад-восток составляет 19,5 метров, по оси север-юг 12,5 метров, площадь – около 200 кв. м. Некоторые источники поэтому сразу же написали, что это «самый большой из известных древних храмов Крыма», что, разумеется, не так. Любой человек, мало-мальски знакомый с крымскими древностями, сразу же вспомнит огромную Уваровскую базилику, о которой мы еще расскажем. Это открытое в Херсонесе в 1853 году графом Алексеем Уваровым грандиозное сооружение было в два с половиной раза длиннее и почти в два раза шире. Впрочем, на лавры самого большого крестово-купольного древнего крымского храма церковь у Килиса-Кае действительно, наверное, может претендовать.
Это почти квадратное в плане трехнефное четырехстолпное сооружение с тремя гранеными апсидами и большим притвором. Варианты реконструкции говорят, что храм был однокупольным. Северная стена сохранилась выше всего – до высоты 4,6 метра.
Дарья Иожица в своей статье [3] рассчитывает изначальную высоту памятника – 10,9 метра (высота барабана – два метра, высота боковых нефов – 6,4 метра). Сохранились арки дверных проемов, окна. Храм был расписан, но от росписи остались очень небольшие фрагменты [6].
Поначалу руины стояли под открытым небом, но для того, чтобы они не разрушались, их накрыли навесом. А раскопки продолжаются.
Когда же этот уникальный памятник построен и когда он прекратил существование?
Вот что нам дают материалы раскопок [4]:
«Наиболее ранняя [группа находок] представлена фрагментом бронзового процессионного креста и фрагментом бронзовой лицевой створки болгарского энколпиона с изображением Распятия. Эти находки датируются первой половиной XI века.
Вторую группу образуют лицевая створка киевского бронзового древнерусского энколпиона с так называемыми славянскими зеркальными надписями и нательный бронзовый крест с рельефными дугами в средокрестье. Обе находки появляются в Крыму в первой половине XIII века и существуют вплоть до третьей четверти XV века.
Третью, наиболее многочисленную группу составляют бронзовый энколпион с симметричными прямоугольными выступами на концах лучей и лицевая створка круглоконечного бронзового энколпиона с выступающими дугами в средокрестьи. Обе находки характерны для Московской земли и датируются в рамках второй половины XIV – первой половины XV вв. К этой же группе можно отнести нижний луч энколпиона с округлым завершением, украшенный концентрическими окружностями. Несомненный интерес представляет и свинцовый нательный крест с крестообразной славянской надписью. Датировать две последние находки, ввиду отсутствия прямых аналогий, затруднительно».
Основываясь на комплексе находок и данные стратиграфии, исследователи предполагают, что храм функционировал как минимум в середине XIII века. Вероятно, он просуществовал до XV века, вероятно как монастырский. Все это время монахи или клир расчищали осыпавшуюся землю, однако после завоевания Крыма османами в 1475 году храм был разрушен, какое-то время (видимо, до конца XVII века) использовался как кошара, а затем сошедшая со склона земля надежно и надолго перекрыла руины.
«Вероятно, следы храма были настолько слабо различимы, что в записках путешественников конца XVIII – первой половины XIX в. он никак не упоминается. В наиболее полном описании христианских древностей полуострова, оставленном Гавриилом, архиепископом Херсонским и Таврическим, в середине XIX в., есть упоминание, по крайней мере, о развалинах двух христианских храмов, находившихся поблизости от деревни Токлук (Богатовка). Один из них, согласно легендарным сведениям, был посвящен Святому Иоанну Златоусту. Однако точно сопоставить раскопанный храм с этим легендарным объектом пока нет возможности», — резюмирует сведения о памятнике крымский портал «Открытая археология».
Текст: Алексей Паевский
Фото на обложке: kafanews.com
Литература
1. Майко В. В. (ФГБУН «Институт археологии Крыма РАН», Симферополь). Христианский храм у подножия горы Килиса-Кая возле Судака (предварительное сообщение). // Материалы научной конференции, посвященной 170-летию К.К. Косцюшко-Валюжинича. —Севастополь : ФГБУК ГИАМЗ «Херсонес Таврический», 2017. — 90 с. С. 44-46.