Сегодняшний выпуск портала «Российские древности» очень необычный. Потому что древность в нем – самая настоящая, древняя, но знаем мы о ее существовании всего пять (!) лет. Всего пять лет из более чем восьмисотлетней истории первоклассного памятника византийской архитектуры – и пять лет изучения потрясающей археологической находки. Ведь найти «в земле» остатки древнего храма с сохранившимися на высоту более четырех метров стенами – случай даже в мировой практике редчайший. Итак, мы вместе с февральской экспедицией РД отправляемся к подножию горы Килиса-Кая, что неподалеку от Судака, по пути из Солнечной Долины.

Фото Алексея Паевского. Февраль 2021.

Этот храм, безусловно принадлежащий к византийской архитектуре, сохранился достаточно полностью. История его открытия весьма необычна. 

Вид от храма в сторону трассы. Фото Алексея Паевского. Февраль 2021.

Никакие письменные источники не сообщают о том, что в 750 метрах к югу от современной трассы Судак-Щебетовка (86 километр дороги) на восточном склоне балки близ северного подножия горы Килиса-Кая располагался древний храм. Однако еще в 1999 году разведочная археологическая экспедиция обнаружила неподалеку от этого места развал камней. Обнаружила, зафиксировала, описала как следы монастыря (название Килиса-Кая означает «Церковная гора») и… и все. 

Месторасположение храма у подножия горы Килиса-Кая:
1 – храм у горы Килиса-Кая; 2 – предполагаемый монастырь по данным разведок 1999 г. Источник: [5]

Южная апсида храма. Фото Алексея Паевского. Февраль 2021.

Юго-западный столб храма. Фото Алексея Паевского. Февраль 2021.

Раскопки некрополя. Фото Алексея Паевского. Февраль 2021.

17 лет спустя местные жители наткнулись уже не на развал камней в дерне, а на каменную кладку. Видимо, участок земли сполз вниз и обнажил верхушку полностью засыпанного храма.  Это стало археологической сенсацией года. В тот же год памятник раскопала экспедиция Института археологии Крыма под руководством Вадима Майко. Исследования ведутся по сей день. Раскопан храм, некрополь рядом, родник и резервуар для него. 

Единственная табличка-указатель к храму. Фото Алексея Паевского. Февраль 2021.

… и предостережение. Фото Алексея Паевского. Февраль 2021.

Найденный храм довольно большой, особенно по меркам византийского Крыма: его общая длина по оси запад-восток составляет 19,5 метров, по оси север-юг 12,5 метров, площадь – около 200 кв. м.   Некоторые источники поэтому сразу же написали, что это «самый большой из известных древних храмов Крыма», что, разумеется, не так. Любой человек, мало-мальски знакомый с крымскими древностями, сразу же вспомнит огромную Уваровскую базилику, о которой мы еще расскажем. Это открытое в  Херсонесе в 1853 году графом Алексеем Уваровым грандиозное сооружение было в два с половиной раза длиннее и почти в два раза шире.  Впрочем, на лавры самого большого крестово-купольного древнего крымского храма церковь у Килиса-Кае действительно, наверное, может претендовать.

Вид с юго-запада. Фото Алексея Паевского. Февраль 2021.

Реконструкция общего вида храма с юго-запада [2, с. 111].

Это почти квадратное в плане трехнефное четырехстолпное сооружение с тремя гранеными апсидами и большим притвором. Варианты реконструкции говорят, что храм был однокупольным. Северная стена сохранилась выше всего – до высоты 4,6 метра.  

Храм у горы Килиса-Кая. Пропорциональное построение исходя из стофутового византийского шаблона [3, с. 148].

Дарья Иожица в своей статье [3] рассчитывает изначальную высоту памятника – 10,9 метра (высота барабана – два метра, высота боковых нефов – 6,4 метра). Сохранились арки дверных проемов, окна.  Храм был расписан, но от росписи остались очень небольшие фрагменты [6].

Фрагменты сюжетной фресковой росписи храма у подножия горы Килиса-Кая. Источник: [6]

Поначалу руины стояли под открытым небом, но для того, чтобы они не разрушались, их накрыли навесом. А раскопки продолжаются.

Северная апсида храма. Фото Алексея Паевского. Февраль 2021.

Реконструкция общего вида храма с востока [2, с. 111].

Когда же этот уникальный памятник построен и когда он прекратил существование? 

Вот что нам дают материалы раскопок [4]:

«Наиболее ранняя [группа находок] представлена фрагментом бронзового процессионного креста и фрагментом бронзовой лицевой створки болгарского энколпиона с изображением Распятия. Эти находки датируются первой половиной XI века. 

Некоторые находки из храма. Публикуется по [4]

Вторую группу образуют лицевая створка киевского бронзового древнерусского энколпиона с так называемыми славянскими зеркальными надписями и нательный бронзовый крест с рельефными дугами в средокрестье. Обе находки появляются в Крыму в первой половине XIII века и существуют вплоть до третьей четверти XV века. 

Третью, наиболее многочисленную группу составляют бронзовый энколпион с симметричными прямоугольными выступами на концах лучей и лицевая створка круглоконечного бронзового энколпиона с выступающими дугами в средокрестьи. Обе находки характерны для Московской земли и датируются в рамках второй половины XIV – первой половины XV вв. К этой же группе можно отнести нижний луч энколпиона с округлым завершением, украшенный концентрическими окружностями. Несомненный интерес представляет и свинцовый нательный крест с крестообразной славянской надписью. Датировать две последние находки, ввиду отсутствия прямых аналогий, затруднительно».

Столбы храма. Фото Алексея Паевского. Февраль 2021.

Вид внутрь с юго-востока. Фото Алексея Паевского. Февраль 2021.

Основываясь на комплексе находок и данные стратиграфии, исследователи предполагают, что храм функционировал как минимум в середине XIII века. Вероятно, он просуществовал до XV века, вероятно как монастырский. Все это время монахи или клир расчищали осыпавшуюся землю, однако после завоевания Крыма османами в 1475 году храм был разрушен, какое-то время (видимо, до конца XVII века) использовался как кошара, а затем сошедшая со склона земля надежно и надолго перекрыла руины.

«Вероятно, следы храма были настолько слабо различимы, что в записках путешественников конца XVIII – первой половины XIX в. он никак не упоминается. В наиболее полном описании христианских древностей полуострова, оставленном Гавриилом, архиепископом Херсонским и Таврическим, в середине XIX в., есть упоминание, по крайней мере, о развалинах двух христианских храмов, находившихся поблизости от деревни Токлук (Богатовка). Один из них, согласно легендарным сведениям, был посвящен Святому Иоанну Златоусту. Однако точно сопоставить раскопанный храм с этим легендарным объектом пока нет возможности», — резюмирует сведения о памятнике крымский портал «Открытая археология».


Текст: Алексей Паевский

Фото на обложке: kafanews.com
Литература

1. Майко В. В. (ФГБУН «Институт археологии Крыма РАН», Симферополь). Христианский храм у подножия горы Килиса-Кая возле Судака (предварительное сообщение). // Материалы научной конференции, посвященной 170-летию К.К. Косцюшко-Валюжинича. —Севастополь : ФГБУК ГИАМЗ «Херсонес Таврический», 2017. — 90 с. С. 44-46.

2. Майко В.В., Карнаушенко Э.Н. Вариант реконструкции храма у подножия горы Килиса-Кая близ города Судака// ΧΕΡΣΩΝΟΣ ΘΕΜΑΤΑ: ИМПЕРИЯ И ПОЛИС Материалы X международного Византийского семинара. Ответственный редактор Н.А. Алексеенко. 2018

3. Иожица Д. В. Новый этап изучения храма у горы Кильса-Кая (Судак). Пропорциональный анализ храма // Новые материалы и методы археологического исследования: От критики источника к обобщению и интерпретации данных. Материалы V Международной конференции молодых ученых. Москва, 19-21 марта 2019 г. – М. : ИА РАН, 2019. – 264 с.: ил. С. 147-150.

4. Майко В.В. Комплекс христианских раритетов из раскопок храма у подножия горы Килиса-Кая близ Судака // ΧΕΡΣΩΝΟΣ ΘΕΜΑΤΑ. Выпуск 2. Сборник научных трудов / отв. ред. Н.А. Алексеенко. – Симферополь, 2019. 466 стр.

5. Майко В.В. Христианский храм у подножия горы Килиса-Кая возле Судака// 2019, Византия в контексте мировой культуры. Труды Государственного Эрмитажа. Т. XСIX

6. Фрески христианского храма у горы Килиса-Кая близ города Судак в юго-восточном Крыму (предварительные результаты анализа сюжетных росписей)// 2020, Христианство в археологических и письменных источниках Материалы IX международной научной конференции по церковной археологии Севастополь, 21-25 сентября 2020 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *