В сегодняшнем выпуске «Российских древностей» мы расскажем вам о сравнительно малоизвестном памятнике Ивановской области, который мы посетили в ходе нашего большого путешествия на Урал в августе 2021 года. Пожалуй, кроме краеведов и профессионалов в области истории архитектуры XVII века, название этого монастыря слышали, во-первых, историки Смуты – ибо в этом монастыре находил свое временное прибежище Григорий Отрепьев, будущий Лжедмитрий I, а во-вторых, историки отечественной медицины. Ибо именно в бывшем соборе этого монастыря служил один из предков великого российского и советского хирурга, Сергея Ивановича Спасокукоцкого. Итак, мы едем с вами в село Сербилово, которое расположено в 6 километрах плохой дороги от райцентра Гаврилов Посад на берегу реки Кукса, в бывший Спасо-Кукоцкий монастырь, о котором практически нет научных публикаций и исследований архитектуры.
Когда появился Спасский монастырь на реке Кукса (отсюда и название) – достоверно неизвестно. Источники пишут, что он был основан не ранее XVI века. К слову, нужно отметить, что наш монастырь – не единственный Кукоцкий. Неподалеку от него на той же реке располагался Покровский женский монастырь, существовавший как минимум в XVII веке, но исчезнувший еще в XIX веке.
Само село (правда, под названием Вербилово) упомянуто в «Описи укреплений города Владимира 1674 года». Если же говорить о самом монастыре, то мы можем обнаружить сведения о том, что в нем был иноком тот самый Отрепьев в некоторых текстах.
В тексте «Иное сказание о самозванце», читаем: «и по совету того игумена острижеся в иноческий образ и наречеся имя ему Григорий; в то время быста ему лет 14, и отыде во град Суждаль, и нача пребывати во обители Всемилостиваго Спаса в Еуфимьеве монастыре, и ис того монастыря прииде в том же уезде в монастырь ко Спасу по слытию на Куксу, и много рещи не хощу о сем по многим монастырем жительство приходя имый». «Новый летописец» говорит: «И еще млад сый, пострижеся не вем от кого и прежде пойде в Суздаль и вниде в том сущий Спасов монастырь. Архимандрит же онаго монастыря, видев его юна, даде его под начал единому духовному отцу и поживе там един год и бежав оттуду прииде в Спасский же монастырь сущий на Куксе, и тамо поживе 12 недель».
То есть в самом конце XVI века (14 лет Отрепьеву исполнилось примерно в 1595 году), монастырь уже существовал.
Об истории монастыря XVII века до постройки в нем каменных зданий мы можем прочитать следующее:
«В 1624 году Спасо-Кукоцкому монастырю дана была грамота царя Михаила Феодоровича «на монастырскую вотчину село Сербилово и на сельцо Темерево с деревнями, на монастырскую пашенную землю и на монастырские покосы». Игуменом монастыря в то время состоял Аврамий. По писцовым книгам 1628-1630 гг. монастырь имел «церковь Преображение Спасово древяна клетцки, а в церкви образы и свечи и книги и ризы и на колокольнице колокола и все строение церковное Государево». В 1651 году монастырю дана была грамота царем Алексеем Михайловичем «на отхожее поле по оврагу по Копотнику да на сенные покосы – на луг Фетиньину кулигу, что за рекою Ирмезем».
В конце XVII века в монастыре строится комплекс каменных зданий, который дошел до наших дней, сделав Сербилово хранителем древнейшего монастырского комплекса Ивановской области, все здания которого выполнены в стиле владимиро-суздальского узорочья. Речь идет о Спасо-Преображенском соборе, Введенской церкви и отдельно стоящей шатровой колокольне. Кроме них в монастыре была еще и Покровская деревянная церковь, но когда она была построена, никто не знает. До наших дней она не дошла: в 1830-х годах во время ремонтно-строительных работ в монастыре ее разобрали, правда, вместо нее устроили придел во Введенской церкви. Тогда же к колокольне пристроили крыльцо и изменили покрытие и форму глав в обоих храмах.
Впрочем, в это время монастыря уже не было. Во время знаменитой реформы Екатерины, монастырь был упразднен и превращен в приход. С тех пор это две приходские церкви, функционирующие по сей день. Так что предок знаменитого хирурга служил уже в бывшем монастыре.
Спасский собор – «классический» большой монастырский пятиглавый четырехстолпный трехапсидный собор, сложенный из кирпича. Интересное отличие его – немного сдвинутое от центра памятника к восточной стене четырехстолпие. Интересная деталь южного («дворового») фасада монастыря – нижнее окно восточного прясла завершено короной («коруной»), которые достаточно часто встречаются в архитектуре XVII-XVIII веков (мы встречали такие «коруны» на памятниках Каргополя, Москвы и других городов).
Внутри частично сохранилась живопись конца XVIII века: в центральном куполе мы видим Троицу Новозаветную, на парусах сводов – евангелисты, на сводах – евангельские события после Воскресения. На южной и северной стенах расположены в четыре яруса новозаветные сюжеты. На столбах – сцены из Евангелий, на откосах окон – святые.
В храме сохранился массивный четырехъярусный иконостас конца XIX века, завершенный иконой Воскресения.
Церковь Введения построена чуть позже Спасского собора. Она представляет собой небольшой одноглавый храм с весьма большой в плане трапезной. Ее относят к «типичной архитектуре суздальской школы конца XVII- первой половины XVIII веков. Особенно выдает эту принадлежность «обратная» главка. С другой стороны – до Суздаля от монастыря – 33 километра. В храме сохранилась масляная живопись конца XIX века.
Колокольня монастыря тоже принадлежит к суздальской школе – это видно по своеобразной объемной композиции. Тяжелый восьмерик на низком четверике венчает изящное завершение. Сообщалось, что на колокольне было 11 колоколов. «В самом большом из них было весу 59 пуд. 12 фунтов. На колоколе надпись: «1753 года марта 13 дня вылит сей колокол в Суздальский уезд в Спасокукоцкий монастырь. Мастер Мартын Иванов Ярославец».
Текст: Алексей Паевский
Литература:
Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 3]. Суздальский и Юрьевский уезды / Сост. препод. Владимирск. семинарии В. Березин]. — 1896. — 526, VIII с.
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Ч. 2, М., «Наука», 2000.