В десяти километрах от Владимира прямо по Горьковскому шоссе находится городок Боголюбово, административный центр Боголюбовского сельского поселения. Прямо у дороги справа прекрасно видны синие купола огромного собора Свято-Боголюбского монастыря, построенного в 1866 году. Если войти внутрь, можно увидеть Рождественскую церковь XVIII века с непонятной пристройкой — лестничной башней и переходом. Это все, что осталось от самых первых и самых интересных построек одной из самой любопытных фигур древней русской истории — Андрея Боголюбского. Сегодня – рассказ нашего портала о редчайшем памятнике гражданского зодчества.
Сын «официального основателя Москвы» Юрия Долгорукого, получившего прозвище за то, что так тянулся к великокняжескому престолу, не любил Киев. Андрей Юрьевич вообще-то должен был стать великим князем — по тому раскладу, который Юрий Долгорукий огласил официально.
В 1149 году Андрей получил от отца в держание Вышгород, но через год был переведен в западнорусские земли, где держал города Туров, Пинск и Пересопницу. В 1151 году он с согласия отца вернулся в родную суздальскую землю, где, видимо, имел удел. Судя по всему, о нелюбви Андрея к Киеву знали ростово-суздальские бояре, которые чем-то соблазнили Андрея Юрьевича.
Быть может, крупные кланы считали, что молодым князем будет удобно управлять. В любом случае, тридцати четырех лет от роду, в 1155 году Андрей совершает решительный шаг — тайком от отца выезжает со всем своим «двором» из княжеского села Вышгород под Киевом и держит путь в Ростов (который тогда носил имя Ростов Великий). С собой князь прихватил икону Богородицы (на минуточку, из Вышгородского женского монастыря!), по преданию написанную евангелистом Лукой. Впрочем, нужно понимать: никто тогда не считал, что именно эту икону писал Лука. Речь шла о списке со списков икон, написанных Лукой. Ныне эта икона известна и особо почитаема как Богоматерь Владимирская. К слову, немного забегая вперед, отметим, что Андрей в своих землях станет утверждать исключительный культ Богородицы — все его храмы, о которых нам известно, посвящены Марии и связанным с нею праздникам: Рождества Богородицы, Покрова Богородицы, Успения Богородицы.
По легенде, не доезжая до Владимира, кони, которые везли икону, встали и отказались идти дальше. Князь постановил, что это место особо любо Богу, назвал его Боголюбовым и устроил здесь свою резиденцию. По другому преданию, по дороге в Ростов во сне князю явилась Богородица и велела оставить икону во Владимире. Андрей так и поступил, а на месте видения основал Боголюбово.
Впрочем, на самом деле это было чуть позже, в 1157 году, после смерти Юрия Долгорукого, когда Андрей стал князем Владимирским, Ростовским и Суздальским. В то время Клязьма протекала под самым Боголюбским холмом, и новое княжеское село контролировало место впадения в Клязьму реки Нерль, «запирая» водный путь из Ростова и Суздаля. Таким образом, Андрей, получивший прозвание Боголюбский, сразу же показал, что он сам станет править своей землей, держа бояр под контролем.
Здесь и построили не имеющий аналогов в Древней Руси замок, состоявший из белокаменного Рождественского собора, окованного золоченой медью (следы от гвоздей в сохранившихся нижних частях здания действительно нашла экспедиция Николая Воронина), переходов, двух лестничных башен, отдельно стоящего кивория и самого дворца. Белокаменным был и «город» — укрепленный Детинец. Остатки стен Боголюбова тоже нашла экспедиция Воронина.
О строительной деятельности Андрея мы читаем, например, в «Кратком Владимирском летописце»:
«И потом приде от Киева Андреи Юрьевич и сътвори Боголюбивый град и спом осыпа, и постави две церкви камены и ворота камены и палаты»
Историк архитектуры Сергей Заграевский полагал, что въездные ворота украшала белокаменная церковь Андрея Первозванного. Что ж, это предположение имеет смысл.
Существует весьма большая научная дискуссия о том, каким был весь комплекс построек Андрея — невиданное для домонгольской Руси сооружение. Нам известно как минимум четыре варианта реконструкции: два от Николая Воронина, один от Сергея Шарова-Делоне, один от Сергея Заграевского (с элементами цвета) — и еще один вариант реконструкции перехода и храма от Владимира Емелина, который считал переход не переходом, а надранным храмом, «молельной комнатой». Мы не будем подробно разбирать все дискуссии в этой статье, отошлем всех любопытствующих к списку литературы, а просто покажем все варианты реконструкции.
Судя по всему, дворец разрушился еще в домонгольское время (впрочем, это дискутируется в научной литературе — возможно, руины простояли до XVII-XVIII веков, постепенно разбираясь на камень), а вот церковь имела все шансы дойти до наших дней, но увы… В 1722 году Рождественский храм рухнул по вине игумена монастыря Ипполита (1684-1695), не учившего сопромат.
Собор показался невежественному владыке недостаточно светлым и просторным, и он велел проломить в его стенах огромные окна вместо щелевидных и сломать хоры — с предсказуемым результатом. В 1705 и 1722 годах своды и верхние части храма обрушились, в результате в 1751 году храм был разобран до фундамента.
Древний памятник разрушился, уцелели только башня и переход. Их решили оставить, а на фундаменте обрушившейся церкви построить новую, что и было сделано через три десятка лет. Правда, новый храм возводили частично из камня, оставшегося от памятника Андрея Боголюбского.
Впрочем, фрагменты домонгольского памятника оставили не из любви к древности. Дело в том, что за 20 лет до катастрофы церковь канонизировала Боголюбского. Князь погиб в 1174 году страшной смертью — его убили бояре-заговорщики.
Израненный князь Андрей сполз из своей опочивальни по ступеням лестничной башни, скрылся в нише за «столпом восходным» и здесь был добит. Место гибели канонизированного святого подлежало сохранению.
Кстати, совсем недавно в другом храме — Спасо-Преображенском соборе в Переславле Залесском, построенном отцом Андрея Боголюбского, — обнаружили написанный на стене список убийц князя. И об этом соборе, и о находящемся в километре от дворца храме Покрова на Нерли мы тоже напишем в ближайшее время.
Итак, что же сохранилось до наших дней? Если мы посмотрим на северный комплекс пристроек к существующей Рождественской церкви, мы увидим, что в древней технике сложены два фрагмента комплекса: лестничная башня (до основания шатра, шатер появился позже) и переход в храм (который некоторые считают надранной церковью). Увы — это почти все, что осталось нам от гражданского зодчества Андрея Боголюбского. Но есть еще три памятника, о которых мы еще расскажем.
Текст: Алексей Паевский
Литература:
Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII–XV веков. Т. 1. М., 1961.