В одном из прошлых выпусков нашего портала мы познакомили вас с одним из самых интересных персонажей русской истории XII века – князем Андреем Боголюбским и остатками его дворца в бывшей княжеской резиденции, в Боголюбове. Однако руины дворца, все-таки – не самое главное детище князя Андрея, дошедшее до наших дней. В километре с небольшим, посреди луга на берегу речки Нерль, стоит церковь, которая является одним из самых известных памятников древнерусского зодчества, символом Руси. В то же время история храма Покрова на Нерли сама по себе очень непроста, как в ключе понимания ее замысла, так и в ключе отношений храма с самой Церковью.
С самого начала все, что было связано со строительством этого храма, не укладывалось в традиционные рамки. Начнем с того, что это первый храм Покрова на Руси, да и сам праздник Покрова в числе главных праздников Владимира установили, как считают, Андрей Боголюбский с епископом Федором в обход санкции митрополита Киевского. Впрочем, и это не совсем точно.
Давайте для начала поговорим об источниках. Вот что пишет об исторических сведениях о храме книга Т.П. Тимофеевой и С.М. Бухман издательства «Северный Паломник», вышедшая в 2003 году.
«Летописи так скупы, что нет в них ни даты, ни даже названия церкви. «И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и створи Боголюбный град…и постави церкви две камены» – сообщает без указания года Краткий Владимирский летописец. «И постави ей храм на реце Клязме, две церкви каменны во имя святыя Богородица» – читаем в Новгородской первой летописи, в перечне «а се князи русьстии». Очевидно, одна из этих упоминаемых церквей – Покровская. И только поздний источник – «Житие князя Андрея Боголюбского» – содержит некоторые сведения о ней.
Так, в тексте «Жития» проступает связь строительства храма с гибелью от ран княжича Изяслава Андреевича в 1165 году, после похода в Волжскую Болгарию. Храм именуется «во имя Пресвятой Богородицы, честнаго ея Покрова». Указан и необычно краткий срок строительства. «Cего же лета [1165] сын его первый Изяслав Андреевич ко Господу отъиде…Cей же великий князь Андрей, аще печалию о скончавшемся сыне, яко человек объят быв, и скорбяше…более в богоугодные дела поощряшеся; ибо Боголюбския обители, яко поприще едино, на реке Клязьме, в лугу, нача здати церковь во имя Пресвятыя Богородицы честнаго ея Покрова, на устье реки Нерли… оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела». Исходя из этого текста, церковь датируют 1165-1166 или 1165-1167 годами.
И только единственная летопись – Владимирский летописец XVI века – содержит и посвящение, и дату, называя церковь Покровской в сообщении под 1158 годом: «Cии же князь Ондреи Боголюбовныи град спом осыпа, постави ту церковь камену Рожество святеи Богородици на Клязме реке, а другую Покров святеи Богородици на Нерли, и устрои монастырь».
Отсюда мы считаем, что храм построен за год, и скорее всего, Покрова на Нерли — храм-мемориал в память об умершем в 1165 году сыне Боголюбского Изяславе. То же Житие отмечает, что это еще и памятник победы Боголюбского над булгарами в 1164 году (Изяслав скончался от ран, полученных в сражении). Но, например, Сергей Заграевский опирался на сведения Владимирского летописца и датировал храм 1158 годом. В любом случае, у нас есть интервал в 7 лет, в которые церковь могла быть построена.
Строили храм, разумеется, по канонам строительства русского белокаменного зодчества: это традиционный крестово-купольный четырехстолпный храм. И в Ростово-Суздальской земле строительство уже велось: мы знаем минимум три постройки Юрия Долгорукого, две из которых (уже упомянутый собор в Переславле и Борисоглебская церковь в Кидекше) сохранились до наших дней: переславский целиком, храм в Кидекше – чуть менее.
Однако мастеров Андрею прислали «от немець». Не в смысле «из Германии», а в смысле «из-за рубежа». По свидетельству Лаврентьевской летописи (запись о строительстве во Владимире под 1160 годом), строительную артель Боголюбского составляли «из всех земель все мастеры».
Предполагается, что руководил ею зодчий, присланный Боголюбскому Фридрихом Барбароссой, с которым князя связывали практически дружеские отношения (так, например, в Лувре и в Нюрнберге хранятся «наплечники Андрея Боголюбского», которые по преданию Барбаросса подарил Андрею).
И эти мастера в любом случае изменили древнерусский канон. Храм получил более сильное движение вверх (это заметно даже по барабану – он максимально вытянут, его высота в два раза больше диаметра), а в плане заметно отошел от квадрата – он оказался более вытянутым по оси запад-восток, чем иные четырехстолпные храмы, и при этом даже подкупольный участок оказался не квадратом, а прямоугольником.
Но и это еще не все. Раскопки, проведенные вокруг храма в 1950-х Николаем Ворониным, показали, что Покрова на Нерли, силуэт которого всем хорошо знаком благодаря своей лиричности, изяществу и совершенству (можете погуглить «Покрова на Нерли – символ Руси»), выглядел на самом деле совсем не так.
Во-первых, глава. Любой человек, имеющий представление о самой древней архитектуре Руси, знает, что в те времена храмы завершались не луковичной главой, а шлемовидной, более приземистой. Главу Покрова на Нерли заменили на луковичную только в 1803 году. Впрочем, это показали, конечно, не археологи.
Кроме того, результаты раскопок Воронина сильно удивили ученых: церковь, оказывается, окружали с трех сторон галереи, скорее всего, в половину высоты здания. На это указывали еще раскопки 1858 года владимирского епархиального архитектора Николая Артлебена. Он предположил наличие «теремов» с трех сторон у храма, но только Николай Николаевич смог точно понять, что он нашел – не терема, а галереи. Нам непонятно, были ли эти галереи открытые или закрытые.
Более того, сам храм пришлось строить на искусственном холме. Дело в том, что, судя по всему, площадку для строительства выбрал сам князь, но в те времена весной уровень воды здесь повышался на три с половиной метра. Так что пришлось специально повышать рельеф, а фундаменты церкви опускать на глубину 5,3 метров! С точки зрения техники строительства это было действительно уникальное сооружение.
Склоны холма также были облицованы камнем, а к реке, скорее всего, спускалась лестница: здесь обустроили пристань. Реконструкция первоначального облика дает совершенно непривычную нам картинку, поэтому неудивительно, что ее не сразу приняли в научной среде. Но с археологией все-таки не поспоришь.
Таким образом, у Боголюбского получился не просто храм-мемориал, а парадный памятник, встречавший корабли, которые шли из Суздаля и Ростова во Владимир. Вероятно, пафосный князь лично водил дорогих гостей на богослужение (летопись отмечает такую причуду Андрея).
Время изменило облик храма Покрова. Впрочем, храм, как и Рождественская церковь, тоже мог не дожить до наших дней по прихоти церковников. История взаимоотношения Покрова на Нерли с официальной Церковью оказалась очень непростой. Самой большой опасности здание подверглось в 1784 году.
Еще один равнодушный к древностям игумен Боголюбского монастыря решил выстроить новую колокольню, а чтобы не тратиться на покупку камня, тут же нашел его источник — церковь Покрова. Действительно, зачем ветхий храм на отшибе, лучше новая колокольня в монастыре! Духовное начальство добро на разборку храма выдало, однако церковь спасло то, что игумен был подвержен смертному греху алчности: он не сошелся с подрядчиками в цене за разборку.
Впрочем, есть и другая версия, которую и озвучивают и на экскурсии, и паломникам. Умалчивая о том, кто заказал снос храма, расскажут о чуде: якобы мастеру, пришедшему разбирать храм, попала в глаз золотая соринка с купола (тогда он был золоченым), ну и мастер, разумеется, отказался от кощунственного замысла.
Но храм все же пострадал от духовных властей почти столетием позже. Без ведома органов, отвечавших за охрану памятников (такие уже были), и уже упомянутого епархиального архитектора Николая Артлебена местные духовные власти приступили к полной переделке здания. Пока ученые хватились, неспециалисты сбили остатки древней росписи XII века в куполе и барабане, переделали кровлю и заменили часть наружной скульптуры «безобразными подделками», как охарактеризовал их приехавший на место археолог Алексей Уваров.
Увы, живопись храма погибла навсегда (есть зарисовки самых ее остатков). Но сохранилась скульптура. Возможно, именно с зодчим из романской Европы следует связать то, что при князе Андрее впервые в домонгольской архитектуре фасады храмов начали украшать полноценной скульптурой, впоследствии ставшей обязательной во владимиро-суздальском зодчестве. Покрова на Нерли — первый из таких памятников, дошедших до нас. Впрочем, возможно, влияние оказала и грузинская скульптура (у Андрея были связи с Грузией, и его старший сын Юрий в итоге стал первым мужем знаменитой царицы Тамары). На соборе Светицховели, выстроенном в 1010-1029 годах в древней грузинской столице Мцхете, можно увидеть очень похожую фасадную резьбу — таких же улыбающихся львов.
Впрочем, подробнее о белокаменной резьбе владимиро-суздальской земли мы поговорим тогда, когда будем рассказывать о патрональном храме младшего брата князя Андрея – Всеволода Большое Гнездо, Дмитриевском соборе Владимира.
Текст: Алексей Паевский
Литература:
Тимофеева Т.П., Новаковская-Бухман С.М. Церковь Покрова на Нерли. М., «Северный паломник». 2003.
Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси. Т. 1, М. 1960