Сегодня вместе с прошлогодней экспедицией портала «Российские древности» мы с вами отправимся к одному из самых необычных, самых маленьких и самых малоизвестных храмов Крыма. Его часто «пропускают» даже те, кто приезжает в Судак и заходит в главный памятник этого города – генуэзскую крепость. Действительно, величественный и огромный памятник позволяет погулять, зайти в музеи, полюбоваться на башни, цистерны, мечеть… Однако в верхней части крепости на крутом склоне, неподалеку (чуть ниже) от внутренней, самой последней линии обороны, менее сотни лет назад обнаружили удивительное, непохожее ни на один из известных храмов в то время, ассиметричное сооружение. Его назвали «храмом на кронштейнах» или «храмом на консолях». О первом (но не последнем) из известных двухапсидных храмов Крыма сегодня и пойдет наш рассказ.
Итак, летом 1929 года археолог Николай Дмитриевич Протасов участвовал в раскопках на территории судакской крепости. Он обратил внимание на небольшое руинированное здание, которое он назвал «капеллой». Восточная часть его немного выступала над скалой и удерживалась карнизом с пятью специальными консолями. Отсюда – и название.
Удивляла несимметричность плана: еще до начала раскопок Протасов задался вопросом: «не служила ли капелла в качестве усыпальницы, где в более широкой части – южной – должны находиться погребения, может быть собственников находившегося вблизи дворца, в состав которого и входила капелла». Однако раскопки начались – а погребений в южной части не нашли. Тогда Протасов сформулировал иную гипотезу: «южная стена была отодвинута на 1,3 метра от края апсиды для устройства в юго-восточном отрезке апсиды входа снаружи во внутреннее помещение капеллы – прием, хорошо известный по ряду памятников восточного средневековья, особенно в культовых сооружениях, связанных с жилыми строениями». Но расчистили дальше – и оказалось, что здесь есть храм с двумя нефами и двумя апсидами. Такого археологи не встречали, и Протасов предположил, что сначала был построен трехнефный храм, и только потом, при генуэзцах, нефов и апсид осталось два.
Объект остался недоисследован и раскопки завершили только в 1973 году Михаилом Антоновичем Фронджуло, который по керамике датировали «не ранее XII века». Другие датировки дают от Х до XIV века. Так и пишет охранная табличка, установленная еще в советское время.
А в следующем десятилетии уникальный двухапсидный храм перестал быть уникальным. В 1982-1983 году в крымском урочище Сотера обнаружили еще один двухапсидный памятник, а в 1985 на территории феодорийской крепости Фуна (о ней мы тоже расскажем), нашли еще один памятник. А потом еще один, и еще, и еще… Так что двухапсидные храмы в Крыму были, только они были достаточно редки и не сохранились в виде цельных построек.
Но вернемся к нашему памятнику в Судакской крепости. Самое первое упоминание о нем мы видим в XVIII веке, когда на плане крепости, датированном 1780 годом, он отмечен как «развалины старой церкви на горе».
Это очень небольшой храм – его длина 7,4 метра, ширина – 4,20 метров (по другим данным – 7,43х4,25 метра. По данным Протасова, «северная стена прорезана почти в центре узким, сходящим на нет окном». В северо-восточном углу большой апсиды археолог отмечал нишу «в виде скоса», считая ее жертвенником (другие исследователи трактовали ее как углубление под купель). Протасов также упоминает о «небольших кусочках сильно выцветшей фрески», изображений которой нам найти не удалось.
Интересно, что Протасов в ходе раскопок показал, что большая апсида поддерживалась пятью кронштейнами разной величины и формы, а остальные исследователи пишут только о трех.
О том, как перекрывался храм, ведутся споры. Кто-то считает его зальным сооружением, кто-то однонефным объемом, перекрытым коробовым сводом, кто-то называет двухапсидной базиликой, кто-то проводит аналогию с чуть лучше сохранившимся храмом Сотеры и говорит, что нефы разделяли арки, опирающиеся на столб. Правда, если у столба и было основание, то во время реставрации 1960-х годов, его закрыли плитами.
Как бы то ни было, если вы будете в Судаке и попадете в крепость – не поленитесь сходить к одному из самых оригинальных памятников архитектуры Крыма.
Текст: Алексей Паевский
Литература: Кирилко В.П. Кирилко В. П. 2012. Двухапсидные храмы Таврики. B: Майко В. В. (отв. ред.) Археологический альманах 28.Древняя и средневековая Таврика. Донецк: Донбасс, 103—122