Для того, чтобы увидеть закладную доску с несохранившегося храма XVI века несохранившегося монастыря, и еще один храм того же монастыря, один из старейших на северо-западе Московской области со сравнительно недавно открытыми древними фресками, «Российские древности» отправились в бывшее село Возмище в бывший Возмищенский монастырь, а теперь – к храму Рождества Богородицы на улице Возмище на окраине Волоколамска.

Вид с востока. Фото Алексея Паевского, июнь 2022 года.

На сайте прихода храма можно прочитать, что Возмищенский (Возмицкий) Николо-Богородицерождественский монастырь в Ламском стане был основан аж в первой половине XII века князем Мстиславом Новгородским (Великим). Оставим утверждение это на совести прихожан – местные легенды обладают великой силой и имеют право на жизнь. Тем не менее, первое реальное упоминание этого монастыря в записи на листе 456-457 Четвероевангелия, переписанного по просьбе священника Исмаила диаконом Макарием в 1452 году «в граде Волоце в обители святей Богородицы честнаго и славнаго ея Рождества при игумене  Селиване, в храме иже в святых отца нашего Николы, еже есть в Раху». И то – с неким вероятием: скорее всего, церковь во имя Николая Чудотворца на погосте Рах в Раховом стане (к западу от Волока Ламского) принадлежала этой обители. В том же XV веке здесь был послушником знаменитый Иосиф Волоцкий. 

Южный фасад храма и трапезной. Фото Алексея Паевского, июнь 2022 года.

Видимо, к тому времени все постройки монастыря были деревянными. Зато мы точно знаем, когда был построен и сохранившийся храм Рождества Богородицы, и еще одна каменная постройка монастыря. И этому факту мы обязаны, как ни странно, уничтожению монастыря. Как известно, в 1764 году молодая Екатерина II провела монастырскую реформу, по которой многие монастыри были упразднены, а храмы их превращены в приходские. Случилось это и с Возмищенским монастырем, однако при закрытии оного было сделана опись, которая гласила:

«о построении онаго монастыря государевых грамот никаких не имеется, а имеется надпись на каменной цке (т.е. – доске, прим РД), а именно:  заложен оной монастырь лета 7045 лета при благоверном великом князе Иване Васильевиче всея Руси и при архиепископе Великого Новограда и Пскова владыке Макарии по словеси архимандрита Луки». Поскольку в 1537 году монастырь уже давно существовал, речь могла идти только о начале каменного строительства в монастыре, начавшегося с «головного» храма. 

Закладная доска мастера Повилики Тверитина. Фото Алексея Паевского, июнь 2022 года.


Эта доска до нас не дошла, однако в позднюю колокольню собора вместе с несколькими надгробиями вмонтрирована еще одна закладная доска – уже от другого храма, которая сообщает нам, что в лето 7050  (или 7055) сентября в 25-й день  (то есть – 1541 или 1546 год) некий мастер Повилика Тверитин заложил тут еще один храм, которого уже не было на момент поздних описей монастыря. А именно – Кирилла Чудотворца (некоторые называют его надвратным) с трапезной.  

Одно из вмонтированных в колокольню надгробий. Фото Алексея Паевского, июнь 2022 года.

Итак, что же представляет собой сохранившаяся церковь Рождества? Изначально это был четырехстолпный трехапсидный и трехглавый храм (Ю.Г. Малков предполагает, что он вообще замышлялся как двуглавый), подобный храму Суздальского Покровского монастыря. Однако в 1792 году из-за ветхости два малых восточных барабана были разобраны. Тогда же, по-видимому, появилось и четырехскатное покрытие вместо позакомарного.

Реконструкция первоначального облика храма

Стены храма украшены лопатками, которые разделяют их на три прясла. В средних закомарах устроены круглые киоты, посредине высоты стен мы видим тонкий карниз.

Сохранившийся портал храма. Фото Алексея Паевского, июнь 2022 года.

Раньше в храме было три перспективных («уходящих влубь») портала с килевидным архивольтом с каждой из сторон (кроме восточной). Сейчас остался только один – с севера, который был раскрыт от закладок в 1979 году. 

План храма, трапезной и колокольни. Чёрным показаны первоначальные строения

В 1850 году к собору пристроили шатровую колокольню и трапезную с двумя приделами. Вероятно, тогда был переделан и барабан.

Входная колокольня.

Северный фасад храма. Фото Алексея Паевского, июнь 2022 года.

Уже в 1942 году, как только фашистов отбросили от Москвы, ученые сделали первую пробную расчистку поздних фресок – с попытками найти изначальную роспись. Первые фрагменты нашли год спустя, а в 1970-х – основную часть сохранившейся живописи. Хотя, как полагают специалисты, могут быть и еще открытия. 

Федор Тирон. Фото Алексея Паевского, июнь 2022 года.

Больше всего сохранилось росписей в диаконнике, который, кажется, служил раньше приделом в честь московского митрополита Алексия. Исследователям удалось найти много фрагментов, описывающих жизнь митрополита: например, сон юного Елевферия – еще до пострижения в монахи, поставление в епископы Владимира, исцеление Тайдулы – жены хана.

Митрополит Алексий, фреска конхи диаконника. Малков Ю. Г. Стенопись собора Рождества Богородицы на Возмище в Волоколамске // ДРИ: Исслед. и атрибуции. СПб., 1997. С. 267-284

Исцеление Тайдулы. Малков Ю. Г. Стенопись собора Рождества Богородицы на Возмище в Волоколамске // ДРИ: Исслед. и атрибуции. СПб., 1997. С. 267-284;

Иоанн Креститель. Фреска конхи жертвенника. Малков Ю. Г. Стенопись собора Рождества Богородицы на Возмище в Волоколамске // ДРИ: Исслед. и атрибуции. СПб., 1997. С. 267-284;

Пророки Наум, Аввакум и Софония.

В конхе диаконника – большая фреска самого Алексия. В конхе жертвенника – очень интересная фреска Иоанна Предтечи, изображенного с крыльями (иконографический образ «Ангел в пустыне»). На северо-западном столбе сохранились фрески воина-мученика Федора Тирона и сцена Благовестия Анны. Исследователи предполагают, что роспись была сделана уже в 1540 году.


Текст: Алексей Паевский

Литература:

Гиршберг В. Б. Надпись мастера Повилики// СА. — 1959. № 2.

Демидов С. В. Новые исследования церкви Рождества Богородицы на Возмище в Волоколамске// Реставрация и исследования памятников культуры. — М., 1990. Вып. III. Зверинский, II, с. 234, № 1002.

Юргенсон Н.Б. Церковь Рождества Богородицы на Возмище// Материалы по истории русского искусства. — М., 1928. Вып.1.

Малков Ю. Г. Стенопись собора Рождества Богородицы на Возмище в Волоколамске // ДРИ: Исслед. и атрибуции. СПб., 1997. С. 267-284;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *