Для того, чтобы увидеть закладную доску с несохранившегося храма XVI века несохранившегося монастыря, и еще один храм того же монастыря, один из старейших на северо-западе Московской области со сравнительно недавно открытыми древними фресками, «Российские древности» отправились в бывшее село Возмище в бывший Возмищенский монастырь, а теперь – к храму Рождества Богородицы на улице Возмище на окраине Волоколамска.
На сайте прихода храма можно прочитать, что Возмищенский (Возмицкий) Николо-Богородицерождественский монастырь в Ламском стане был основан аж в первой половине XII века князем Мстиславом Новгородским (Великим). Оставим утверждение это на совести прихожан – местные легенды обладают великой силой и имеют право на жизнь. Тем не менее, первое реальное упоминание этого монастыря в записи на листе 456-457 Четвероевангелия, переписанного по просьбе священника Исмаила диаконом Макарием в 1452 году «в граде Волоце в обители святей Богородицы честнаго и славнаго ея Рождества при игумене Селиване, в храме иже в святых отца нашего Николы, еже есть в Раху». И то – с неким вероятием: скорее всего, церковь во имя Николая Чудотворца на погосте Рах в Раховом стане (к западу от Волока Ламского) принадлежала этой обители. В том же XV веке здесь был послушником знаменитый Иосиф Волоцкий.
Видимо, к тому времени все постройки монастыря были деревянными. Зато мы точно знаем, когда был построен и сохранившийся храм Рождества Богородицы, и еще одна каменная постройка монастыря. И этому факту мы обязаны, как ни странно, уничтожению монастыря. Как известно, в 1764 году молодая Екатерина II провела монастырскую реформу, по которой многие монастыри были упразднены, а храмы их превращены в приходские. Случилось это и с Возмищенским монастырем, однако при закрытии оного было сделана опись, которая гласила:
«о построении онаго монастыря государевых грамот никаких не имеется, а имеется надпись на каменной цке (т.е. – доске, прим РД), а именно: заложен оной монастырь лета 7045 лета при благоверном великом князе Иване Васильевиче всея Руси и при архиепископе Великого Новограда и Пскова владыке Макарии по словеси архимандрита Луки». Поскольку в 1537 году монастырь уже давно существовал, речь могла идти только о начале каменного строительства в монастыре, начавшегося с «головного» храма.
Эта доска до нас не дошла, однако в позднюю колокольню собора вместе с несколькими надгробиями вмонтрирована еще одна закладная доска – уже от другого храма, которая сообщает нам, что в лето 7050 (или 7055) сентября в 25-й день (то есть – 1541 или 1546 год) некий мастер Повилика Тверитин заложил тут еще один храм, которого уже не было на момент поздних описей монастыря. А именно – Кирилла Чудотворца (некоторые называют его надвратным) с трапезной.
Итак, что же представляет собой сохранившаяся церковь Рождества? Изначально это был четырехстолпный трехапсидный и трехглавый храм (Ю.Г. Малков предполагает, что он вообще замышлялся как двуглавый), подобный храму Суздальского Покровского монастыря. Однако в 1792 году из-за ветхости два малых восточных барабана были разобраны. Тогда же, по-видимому, появилось и четырехскатное покрытие вместо позакомарного.
Стены храма украшены лопатками, которые разделяют их на три прясла. В средних закомарах устроены круглые киоты, посредине высоты стен мы видим тонкий карниз.
Раньше в храме было три перспективных («уходящих влубь») портала с килевидным архивольтом с каждой из сторон (кроме восточной). Сейчас остался только один – с севера, который был раскрыт от закладок в 1979 году.
В 1850 году к собору пристроили шатровую колокольню и трапезную с двумя приделами. Вероятно, тогда был переделан и барабан.
Уже в 1942 году, как только фашистов отбросили от Москвы, ученые сделали первую пробную расчистку поздних фресок – с попытками найти изначальную роспись. Первые фрагменты нашли год спустя, а в 1970-х – основную часть сохранившейся живописи. Хотя, как полагают специалисты, могут быть и еще открытия.
Больше всего сохранилось росписей в диаконнике, который, кажется, служил раньше приделом в честь московского митрополита Алексия. Исследователям удалось найти много фрагментов, описывающих жизнь митрополита: например, сон юного Елевферия – еще до пострижения в монахи, поставление в епископы Владимира, исцеление Тайдулы – жены хана.
В конхе диаконника – большая фреска самого Алексия. В конхе жертвенника – очень интересная фреска Иоанна Предтечи, изображенного с крыльями (иконографический образ «Ангел в пустыне»). На северо-западном столбе сохранились фрески воина-мученика Федора Тирона и сцена Благовестия Анны. Исследователи предполагают, что роспись была сделана уже в 1540 году.
Текст: Алексей Паевский
Литература:
Гиршберг В. Б. Надпись мастера Повилики// СА. — 1959. № 2.
Демидов С. В. Новые исследования церкви Рождества Богородицы на Возмище в Волоколамске// Реставрация и исследования памятников культуры. — М., 1990. Вып. III. Зверинский, II, с. 234, № 1002.
Юргенсон Н.Б. Церковь Рождества Богородицы на Возмище// Материалы по истории русского искусства. — М., 1928. Вып.1.
Малков Ю. Г. Стенопись собора Рождества Богородицы на Возмище в Волоколамске // ДРИ: Исслед. и атрибуции. СПб., 1997. С. 267-284;