Группа археологов открыла в Восточном Памире новые памятники наскального искусства. Находка показывает, что памятников с крашеными рисунками в этой местности было больше, чем нам известно сегодня. Исследование выполнено учеными подведомственного Минобрнауки России Института археологии и этнографии Сибирского отделения (ИАЭТ СО) РАН и Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Национальной академии наук Таджикистана. Ознакомиться с результатами исследования можно по ссылке (cтатья опубликована в Вестнике НГУ). 

 Карта памятников наскального искусства Восточного Памира

До недавнего времени считалось, что человек начал заселять высокогорья Памира во времена эпохи раннего голоцена. Но последние исследования показали, что люди там появились еще в конце плейстоцена. Однако до сих пор местность остается слабо изученной с точки зрения археологии и особенно наскального искусства. О присутствии человека здесь в древности свидетельствуют найденные еще в 1950-х годах образцы наскальной живописи. Если недавно в высокогорьях Памира были изучены всего несколько пунктов наскального искусства, то исследования последних лет показали, что таких памятников больше.

В 2018-2019 гг. сотрудники ИАЭТ СО РАН и Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Национальной академии наук Таджикистана провели разведку, в ходе которой нашли ранее не известные пункты с наскальными изображениями. Так они обнаружили гроты Шакарак, Мадиан и Шахты II, а также небольшую пещеру с наскальной живописью, которую назвали пещерой им. В.А. Жукова. 

Памятники Шахты и Куртеке:
1, 2 – общие виды на грот Шахты; 3а – общий вид на композицию грота Шахты; 3б, в, г – общий вид на компози- цию, обработанный при помощи DStrech; 4, 6 – общие виды на плоскости с изображениями памятника Куртеке; 5 – фрагмент поверхности изображения (DStrech) с памятника Куртеке; 4а, б, в, 6а – обработанные с помощью плагина DStrech и по методу пигментных карт изображения с памятника Куртеке (фото Л. В. Зоткиной)

Опубликованные в середине ХХ века и недавние открытия показывают, что наскальное искусство в Восточном Памире отличается своеобразием. Интересно, что в нем преобладает использование минеральных пигментов, что на территории Средней Азии встречается редко. Кроме того, рисунки фиксируются на стенах навесов и небольших пещер. Это может быть обусловлено как намеренным выбором древних художников, так и лучшей сохранностью защищенных участков скалы по сравнению с открытыми плоскостями. По содержанию это, в основном, фрагменты геометрических знаков, хотя нельзя исключать, что они составляли более сложные фигуративные изображения. С другой стороны, некоторые росписи были сознательно выполнены нефигуративными, то есть не передают реальные образы.

Изображения новых памятников наскального искусства Восточного Памира:
1 – общий вид на фронтальную стенку с изображениями в Пещере им. Жукова; 2 – вертикальный мотив из пеще- ры Жукова (фото с разным освещением, обработанные в DStrech); 3 – горизонтальный мотив из Пещеры им. Жу- кова (фото с разным освещением, обработанные в DStrech); 4 – геометрические символы из грота Шакарак (фото и пигментная карта); 5 – изображения из грота Мадиан (фото и пигментная карта); 6 – изображения из грота Шах- ты II (фото и пигментная карта) (фото 1–3 Л. В. Зоткиной; 4–6 Б. С. Бобомуллоева)

«Сам регион Памир, особенно восточная его часть – второе по площади высокогорное плато в мире после Тибета. Поэтому любые рисунки там что средневекового, что Бронзового, Каменного периода очень важны для изучения. Они могут рассказать много об истории заселения высокогорья человеком. Сначала я думал, что Памир был изначально очень хорошо исследован советскими археологами, но, оказалось, что это не совсем так. Поэтому в ходе будущих разведывательных работ по изучению каждого хребта нас ждет много интересных открытий. В древности у людей была традиция рисовать. Человек каменного века жил в скрытом от ветров и дождей гроте, и изображения заменяли ему плазменный телевизор. И в каждом гроте была своя картинка, что говорит о продолжительной традиции», — рассказывает научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Национальной академии наук Таджикистана Бобомулло Бобомуллоев.

Стоит отметить, что находки указывают на то, что памятников с крашеными рисунками в высокогорье Памира было значительно больше, чем известно сейчас.

«Мы можем точно сказать пока только, что на памятниках Восточного Памира присутствуют наскальные изображения самых разных периодов. Однако есть один объект – грот Шахты, на котором присутствуют очень архаичные рисунки, и их первооткрыватель и первый исследователь Вадим Александрович Ранов относил эти изображения к самому раннему времени заселения высокогорий Памира. Сегодня у нас есть основания утверждать, что не все рисунки грота Шахты были выполнены одновременно, однако, безусловно, здесь присутствуют самые древние наскальные изображения Восточного Памира», — говорит старший научный сотрудник ИАЭТ СО РАН, кандидат исторических наук Лидия Зоткина.  

Текст: Минобрнауки России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *