Группа археологов открыла в Восточном Памире новые памятники наскального искусства. Находка показывает, что памятников с крашеными рисунками в этой местности было больше, чем нам известно сегодня. Исследование выполнено учеными подведомственного Минобрнауки России Института археологии и этнографии Сибирского отделения (ИАЭТ СО) РАН и Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Национальной академии наук Таджикистана. Ознакомиться с результатами исследования можно по ссылке (cтатья опубликована в Вестнике НГУ).
До недавнего времени считалось, что человек начал заселять высокогорья Памира во времена эпохи раннего голоцена. Но последние исследования показали, что люди там появились еще в конце плейстоцена. Однако до сих пор местность остается слабо изученной с точки зрения археологии и особенно наскального искусства. О присутствии человека здесь в древности свидетельствуют найденные еще в 1950-х годах образцы наскальной живописи. Если недавно в высокогорьях Памира были изучены всего несколько пунктов наскального искусства, то исследования последних лет показали, что таких памятников больше.
В 2018-2019 гг. сотрудники ИАЭТ СО РАН и Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Национальной академии наук Таджикистана провели разведку, в ходе которой нашли ранее не известные пункты с наскальными изображениями. Так они обнаружили гроты Шакарак, Мадиан и Шахты II, а также небольшую пещеру с наскальной живописью, которую назвали пещерой им. В.А. Жукова.
Опубликованные в середине ХХ века и недавние открытия показывают, что наскальное искусство в Восточном Памире отличается своеобразием. Интересно, что в нем преобладает использование минеральных пигментов, что на территории Средней Азии встречается редко. Кроме того, рисунки фиксируются на стенах навесов и небольших пещер. Это может быть обусловлено как намеренным выбором древних художников, так и лучшей сохранностью защищенных участков скалы по сравнению с открытыми плоскостями. По содержанию это, в основном, фрагменты геометрических знаков, хотя нельзя исключать, что они составляли более сложные фигуративные изображения. С другой стороны, некоторые росписи были сознательно выполнены нефигуративными, то есть не передают реальные образы.
«Сам регион Памир, особенно восточная его часть – второе по площади высокогорное плато в мире после Тибета. Поэтому любые рисунки там что средневекового, что Бронзового, Каменного периода очень важны для изучения. Они могут рассказать много об истории заселения высокогорья человеком. Сначала я думал, что Памир был изначально очень хорошо исследован советскими археологами, но, оказалось, что это не совсем так. Поэтому в ходе будущих разведывательных работ по изучению каждого хребта нас ждет много интересных открытий. В древности у людей была традиция рисовать. Человек каменного века жил в скрытом от ветров и дождей гроте, и изображения заменяли ему плазменный телевизор. И в каждом гроте была своя картинка, что говорит о продолжительной традиции», — рассказывает научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Национальной академии наук Таджикистана Бобомулло Бобомуллоев.
Стоит отметить, что находки указывают на то, что памятников с крашеными рисунками в высокогорье Памира было значительно больше, чем известно сейчас.
«Мы можем точно сказать пока только, что на памятниках Восточного Памира присутствуют наскальные изображения самых разных периодов. Однако есть один объект – грот Шахты, на котором присутствуют очень архаичные рисунки, и их первооткрыватель и первый исследователь Вадим Александрович Ранов относил эти изображения к самому раннему времени заселения высокогорий Памира. Сегодня у нас есть основания утверждать, что не все рисунки грота Шахты были выполнены одновременно, однако, безусловно, здесь присутствуют самые древние наскальные изображения Восточного Памира», — говорит старший научный сотрудник ИАЭТ СО РАН, кандидат исторических наук Лидия Зоткина.
Текст: Минобрнауки России