В июне–августе исследования Смоленской экспедиции Института археологии РАН велись на двух ключевых участках Смоленска – Соборной и Воскресенской горах. Работы прошлого года позволили совершенно по-новому реконструировать историю Смоленска. Оказалось, что по кромке Соборной горы идёт песчаный оборонительный вал первой половины IX (!?) в., перекрытый позднейшими наслоениями. Под валом – культурный слой VII–IX вв. Эти заключения базировались на археологических находках из насыпи вала и подстилающего её слоя и пока единственной радиоуглеродной дате, полученной по конструкциям внутри песчаной насыпи. Смущало то, что площадь раскопа была мала (3х3 м) и конструкции «клетей» внутри насыпи не удалось выявить полностью.

Слева: план Соборной горы с шурфами 2021 и 2022 г. (В 2022 г. расширен шурф 1)
Справа: профиль восточной стенки шурфа 1 на Соборной горе, в нижней части виден разрез песчаной насыпи вала

Нижний ярус «клетей» в основании вала IX в.

В 2022 г. раскоп (шурф 1) был расширен вдвое. В результате насыпь вала изучена лучше. Выявлено место пересечения бревен клетей. Оказалось, что лишь нижние бревна были обуглены перед укладкой, и поэтому их след легко читался. В целом сомнения относительно датировки вала развеялись, хотя 10 радиоуглеродных образцов ещё ждут датирования. В насыпи вала найдена серия характерных лепных венчиков конца I тыс. н.э., а также две бронзовых трапециевидных подвески. Никаких более поздних предметов в насыпи нет. Высота песчаного вала на изученном в 2021–2022 гг. участке достигает 1,5 м, а ширина более 6 м. Соответственно, можно предполагать, что исходные значения были, как минимум, в два–три раза больше, так как раскопана лишь внешняя пола насыпи. На поверхности древнего вала в XV–XVI вв. была сооружена деревянная стена (при этом были уничтожены наслоения XI–XIV вв.!), окружавшая смоленский «детинец». Эта стена изображена на гравюре начала XVII в.

А.В. Кованцев отбирает образцы на радиоуглеродный анализ из обугленных клетей

Слева: Трапециевидные подвески  культуры смоленско-полоцких длинных курганов,
найденные в теле насыпи вала на Соборной горе
Справа: Фрагмент гравюры со штурмом Смоленска 13 июня 1611 г. 
Мастерская Томаша Маковского по рис. Ф. Шемберга. 1611 г. Изображена стена на Соборной горе Смоленска

Второй интригой, связанной с раскопками на Соборной горе является то, что при раскопках верхних слоев были встречены строительные материалы от не сохранившихся кирпичных построек XV–XVI вв. – кирпичи-пальчатки, кровельная черепица разных форм. Это открывает перспективы для поисков зданий этого времени на Соборной горе.

Кирпичи-пальчатки и кровельная черепица XV–XVI вв. из шурфа 1 на Соборной горе

Смоленской экспедицией ИА РАН была заложена серия шурфов на восточном склоне Воскресенской горы — одного из легендарных «семи холмов» города. В результате этих работ получена принципиально новая информация об истории деятельности человека на одной из виднейших ландшафтных доминант Смоленска. Выявлено огромное средневековое кладбище, близ одного из погребений которого зафиксированы выразительные следы необычной для XVI в. тризны. Древнейшие из находок датируются временем не ранее рубежа XI–XII вв. Собрана представительная и однородная серия фрагментов гончарной керамики, а также богатейшая коллекция образцов фресковой живописи и плинфы второй трети XII в., кроме того, обнаружены осколок амфоры, выразительные фрагменты сосудов XVI в. и серия нумизматических памятников XVI–XX вв., наиболее интригующим из которых можно признать отчеканенную впервые встретившимися исследователям штемпелями монету, которая, вероятно, является смоленским пулом.

Слева: Крестопрорезной бубенчик конца XI – начала XII в. из шурфа 1 на Воскресенской горе
Справа: Фрагменты фресок из шурфов на Воскресенской горе


Полученные материалы ставят перед исследователями ряд новых научных проблем, в частности, не до конца ясны причины полного отсутствия в шурфах археологического материала XIII–XIV вв. (таких как, например, стеклянные браслеты), целенаправленного уничтожения руин храма и кладбища в XVII в. и наличия фрагментов фресок в культурном слое на расстоянии десятков метров от места древнерусской каменной постройки.

«Пуло смоленское» из шурфа 1 на Воскресенской горе

В заключение стоит отметить, что археологами выявлены остатки церкви Кирилла в устье Чуриловки, «пропавшей» после раскопок 1972 г. (ни в публикациях, ни в отчетах нет точных топографических привязок). Сейчас руины церкви неожиданно обнажились в результате частного строительства.

Упавшая стена церкви Кирилла на устье Чуриловки (рис. Г.О. Моисеенкова)


Текст: Н.А. Кренке, В.А. Волков, И.Н. Ершов, А.В. Кованцев, 
О.А. Лопатина, Г.О. Моисеенков, В.А. Раева/ Институт археологии РАН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *