Свято-Троицкий Селенгинский монастырь, основанный в XVII веке на территории современной Бурятии по велению царя Федора Алексеевича и патриарха – старейшая православная обитель к востоку от Байкала. Когда-то он был самым крупным землевладельцем среди четырех забайкальских монастырей. До наших дней архитектура XVII века не дошла; зато церковь возведенную в 1785 году по праву можно назвать редким памятником тотемского барокко – стиля, который загадочным образом попал в Сибирь. Главный редактор портала проехался по дороге из Иркутска в Улан-Удэ по трассе «Москва-Владивосток» и заехал в эту обитель, постройки которой хорошо видны с трассы в 68 километрах от столицы Бурятии. Итак, давайте вместе с вами отправимся в село Троицкое Прибайкальского района — на улицу 60-летия Октября в Троицкий Селенгинский монастырь.
Миссия выполнима: «построить монастырь на Селенге-реке»
Присоединение Сибири к Русскому государству, ее освоение и заселение русскими сопровождалось и распространением православия. Вместе с опорными постами, острогами, городами строились церкви и монастыри. Первую епархию в Сибири с кафедрой в Тобольске учредили в 1620 году патриарх Филарет и его сын царь Михаил Федорович. Постепенно епархия стала самой большой в стране и продолжала прибавляться землями, поэтому в 1667 году церковный Собор в Москве постановил принять новый акт о Сибирской уже митрополии. Но на огромных и неплотно заселенных территориях Восточной Сибири, Забайкалья и Приамурья укрепление православной веры сталкивалось с затруднениями. И одно из них – кадровый вопрос. Священников не хватало, а те, что были, зачастую грешили пьянством, вымогательством, беспорядком в ведении церковных дел. Порой люди, которые не могли ни имени дать младенцу без крещения, ни толком проводить в последний путь умершего, выбирали из местных того, кто хоть как-то мог отправлять службы. Нужно ли говорить, что такие священнослужители практически не превосходили своих прихожан ни образованием, ни даже простой грамотностью.
В 1681 году, на Московском Соборе, царь Федор Алексеевич, говоря о необходимости создать новые епископские кафедры, помянул и Сибирь, и Даурию. (Даурией – по имени местной народности дауров – русские землепроходцы назвали регион, который сегодня определяется границами Бурятии, Забайкальского края и Амурской области). «Архиерейское вновь прибавление, потребно и нужно, для того, что сибирская страна пространна и в ней множество народа Христа незнающего, такожде и иные грады от архиерейского пребывания имеют дальнее расстояние, и именно в сибирскей стране от столичного града той епархии (Томска – «РД» )до Даурских и Нерчинских и Албазинских острогов и до иных тем же подобных мест во едино лето, и в полтора, и в два едва преходят, и в тех дальних местах христианская вера не расширяется, развратники же святые Церкви там умножаются» – сказал царь. И предложил учредить в Сибири еще одну епархию с центром в Енисейске. Собор с новой сибирской епархией согласился (но, забегая вперед: решение это было воплощено в жизнь лишь… в 1861 году), а вот учреждению викариатств (то есть возглавляемых епископом-викарием церковно-административных территориальных единиц, входящих в состав епархии) в Тюмени, Верхотурье, Енисейске и Даурии отказал. Было решено митрополиту Тобольскому и Сибирскому Павлу в Енисейске (с пригородами, острожками и городками) дать в епархию одного архиепископа, потому как «епископом в тех дальних городах ныне быть неудобно, малолюдства, ради христианского народа». А чтобы просвещать «неверующих христианским законам» на Лене, в Даурии, епархия будет посылать архимандритов, игуменов, «добрых и учительных священников».
И вот таким священником-миссионером в Забайкалье суждено был стать игумену Феодосию, посылаемого «с Москвы из Темниковского Сретенского монастыря». (Интересно, что его принято считать москвичом, хотя документальных данных о отношении к московскому Сретенскому монастырю нет. Можно предположить по слову «Темниковский», что Феодосий в строил Сретенскую Санаксарскую пустынь в Темникове – в наше время это Санаксарский мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Темникове, в Мордовии). В помощь ему дали иеромонахов Макария, Серафима и двух Иосифов, иеродиаконов Мисаила и Трифиллия, монашествующих Зосиму, Иону, Тихона, Филарета и Иосафа. Велено им было «строить монастырь на реке Селенга, или где отыщут к строению угодное место, и призвать и крестить в православную христианскую веру иноземцев», а также духовно окормлять переселенцев из России. На строительство монастыря из казны выделили довольно скромную сумму в 200-300 рублей, а также предписали дать обители «порожние земли», чтобы «селенгинским жителем всяких чинов русским и ясачным людем от того утесненья не было». Также царь наказывал: «на церковное и монастырское строение лес велеть вывозить нашим государевым всяких чинов людьми, как бы им было не в тягость; а образы и сосуды, церковные и книги, и колокола и иная церковная утварь послана с ним игуменом с Москвы, а хлебные запасы игумена с братиею покамест они земли распашут и хлебом заведутся, давать им из наших государевых жниц…».
В мае 1681 года Феодосий с братией «приискали место»: в 80 верстах от озера Байкал, на перекрестке Большого Московского тракта и дороги в сторону Монголии и Китая, на берегу речки Пьяной (названа так за извилистое течение) – левого притока реки Селенги. По преданию миссионеры выбрали это место потому, что здесь некогда жила монашеская община из бывших нерчинских служилых людей.
Монастырь в XVII веке: церкви «нешатровы, клетцы», боевые башни и пуд пороха
В грамоте митрополита Тобольского и Сибирского Павла игумену Феодосию предписывалось «строить церковь во имя живоначальной Троицы со всяким церковным и монастырским строением… а церкви верхи рубать нешатровые, клетцы, и олтарь круглой, а царские двери сделать посреди церкви, а по сторонам двои двери, одни южные, а другие северные». Одноглавая холодная церковь во имя Живоначальной Троицы была выстроена к 1684 году, вслед за ней появилась одноглавая же теплая церковь во имя Николая Чудотворца с трапезной в прирубе. Тип клетского храма – наиболее древний и максимально простой вид церковных строений северорусского происхождения – был характерен для деревянного сибирского зодчества той поры. Самым высоким сооружением монастыря стала брусчатая восьмистенная колокольня с шатровым верхом (еще один распространенный в Сибири вид церковного строения), увенчанным луковичной лемеховой главкой. В 1690-х было на ней «пять колоколов государева жалованья, шестой малый колокол прикладной» и первые в Забайкалье башенные часы – «боевыя железныя в станке с конпасом (компасом – «РД») указательным». (Впоследствии число колоколов увеличится до девяти, а старинные башенные часы перенесут в Иркутский Вознесенский монастырь). Искусствоведы традиционно называют относят первоначальную архитектурный комплекс монастыря к «острожно-клетскому стилю с элементами шатрового зодчества».
Строился названный Троицким Селенгинским монастырь в неспокойное время: иркутские воеводы доносили царю Федору Алексеевичу о том, как «монгольские ханы» угрожают «воинским приходом на твои, великого государя, селенгинские остроги, и ясачные селегинские брацкие люди в Селенгинском уезде живут с великим опасением». Первая официальная граница между Русским государством и Цинской империей появилась в Даурии в 1689 году, в рамках Нерчинского договора, но в первые десятилетия существования монастыря «обиды бывали от нападения неприятельских мунгальских людей; а имянно конные табуны и рогатой скот силою отнимали и отгоняли». Сохранились сведения о недолговременном постое в монастыре полка Федора Исаевича Скрипицына; о приобретении в 1690 году у казны пуда и пятнадцати фунтов пороха. В 1732 году в монастырский арсенал входили три пушки, 65 самопалов, два палаша, 12 пудов 38 фунтов пороха, два пуда 30 фунтов свинца. И, конечно, главной защитой была высокая ограда длиной в современные 852 метра. Заметим, что по площади ограждения обитель заняла первое место среди существовавших на тот момент в Сибири острогов. В каждой из четырех башен ограды имелись ярусы бойниц, еще две башни защищали въездные ворота со стороны Селенги.
У Троицкого Селенгинского монастыря было большое хозяйство, приносившее ему неплохой доход. Первоначально ему отвели большие территории пустошей «от Байкала вверх на 100 с лишком верст». К концу XVII века обители принадлежали примерно полторы тысяч десятин земли с сельскохозяйственными угодьями, вклад в Селенгинский солеваренный завод, богатые рыбные ловли в устье Селенги, примерно шестьсот крестьян. Около монастыря возникали новые заимки и деревни; его мельницы обслуживали землевладельцев всего западного Забайкалья. Помимо средств из казны поступали богатые вклады: например,от царя Федора Алексеевича, от сподвижника Петра I Федора Алексеевича Головина, заключившего тот самый Нерчинский договор.
Игумен Феодосий из руководителя малочисленной миссии превратился в главу крупнейшего центра православия в регионе. С основанием монастыря ему поручили «ведать духовные догматы и духовные дела в десяти «даурских острогах» и на «Николаевской заимке». Входила в его задачи и борьба с расколом. Так, например, в январе 1686 года отправлена была «грамота на Селенгу в Троицкой монастырь игумену Феодосию о принять в общение с православною церквью сосланных в Нерчинск за раскол боярских детей Ивана и Петра Арсеньевых». В 1692 году уже, видимо, пожилому и неважного здоровья Феодосию митрополит разрешил покинуть монастырь. На пути (подразумевается к Москве) основатель Троицкого Селенгинского монастыря скончался и был погребен в Михайло-Архангельском монастыре в Устюге (современный Великий Устюг).
XVIII век: загадки тотемского барокко
С начала XVIII века монастырь продолжал прирастать вотчинами, которые жаловал уже Петр I; вел активную торговлю; заводил дворы, подворья и различные «промыслы» в Иркутске, Кяхте, Селенгинске, Верхнеудинске (современный Улан-Удэ).
В 1710 году по челобитью архимандрита Михаила рядом с западными воротами была заложена деревянная церковь во имя Всех Святых, освященная 1713 году. В 1740-х она представляла собой трехэтажную постройку с объемами в виде террас, уменьшающимися по мере их подъема как пирамида. В 1742 году церковь во имя Живоначальной Троицы времен основания монастыря разобрали за ветхостью. На ее месте, согласно монастырским архивам, была возведена деревянная же церковь во имя Петра и Павла. Правда, по данным архивов конца XIXвека ее просто переосвятили, а Петропавловский храм был построен на 1797 году на месте Никольского храма XVII века.
Но так или иначе, а новый период в архитектурной истории Троицкого Селенгинского монастыря начался в 1785 году, когда усердием некоторого майора Карпова возвели каменную Троицкую церковь. Ее трехчастный объем – непосредственно церковь, трапезная, колокольня – был вытянут вдоль одной линии. Два придела соединялись нешироким арочным переходом; фасады оформляли пилястры. Западный вход украшала ростовая роспись «Торжественный вход Спасителя в Иерусалим», северный – «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Самым же интересным оказался декор в духе тотемского барокко. И об этом стоит рассказать подробнее.
Тотьма – основанный в 1137 году на левом берегу реки Сухоны город, расположенный в 215 километрах от Вологды; современный административный центр Тотемского района Вологодской области. Во второй половине XVIII века здесь родился уникальный вид церковной архитектуры. Необычная конструкция (высокие церкви были похожи на корабли с мачтами-колокольнями; недаром Тотьма была городом купцов-мореходов) сочеталась со своеобразным (из кирпича) барочным декором в виде картушей или, как их было принято называть в Тотьме, клейм. Собственно, междуэтажные и надоконные клейма и стали визитной карточкой тотемского барокко. Вот что писал про них выдающийся тотемский краевед, музейный работник, исследователь тотемского барокко Станислав Михайлович Зайцев (1939-1992): «В отличие от обычных, рисованных или лепных, картуши на тотемских храмах являются частью кладки стены. Они значительно выступают своей плоскостью над ее поверхностью и обрамлены лекальным кирпичом. На полях картушей – цветы и раковины, кресты и звезды». История возникновения таких клейм до сих пор загадка, потому что о строительстве большинства барочных церквей XVIII века в Тотьме и области практически нет сведений. Можно только предполагать, что клейма были выложены мастерами из Сольвычегодска и Устюга. И точно такой же загадкой являются клейма на фасадах сибирских, прибайкальских церквей, выстроенных в тысячах километрах от Тотьмы. Интересно, что из девяти памятников Сибири, обладающих чертами тотемского барокко, пять расположены в Бурятии Улан-Удэ, Троицкое, Староселенгинск, Турунтаево, Батурино), два – в Иркутской области (Иркутск, Урик), два – в Красноярском крае (Красноярск, Енисейск).
Приведем цитату из книги «По следам тотемского барокко» Александра Кузнецова и Алексея Новоселова. «На территории республики Бурятия явное влияние тотемского стиля получили прежде всего те храмы, что стоят вдоль реки Селенги. Эта река, начинающаяся в Монголии и впадающая в озеро Байкал, в прошлом была частью Великого чайного торгового пути. Начиная со второй половины восемнадцатого столетия, этот путь был незарастающей тропой и для тотемских купцов, которые успешно сбывали на китайской границе добытую пушнину, а возвращались обратно, в том числе и с дорогим и ценным по тем временам чаем… Первый храм с картушами на Чайном пути со стороны Иркутска и Байкала – Троицкий собор Троице-Сергиевского монастыря… Картуши очень похожи на тотемские, но плоскостные; на фасаде их видно сразу, как только входишь в монастырь, а находящийся с запада портал очень похож на аналогичный портал тотемской Успенской церкви… Колонки и клейма выделены синим цветом, от времени полустершимся, но заметным и сейчас; такое же выделение клейм, правда, по контуру, имело место в слкчае с Учть-Печегским Покровским храмом вплоть до последних ремонтно-реставрационных работ. Плоскостные картуши троицкого собора болье вего напоминают клейма Николаевской церкви в Матвеево на реке Еденьге, которая строилась примерно в эти же годы (1778-1796), что и Селенгинский храм».
Авторы книги «По следам тотемского барокко» сделали несколько выводов. Первый: рисунки тотемских картушей заимствованы идентично только в иркутском Харлампиевском храме; в остальных случаях они интерпретированы в местной манере, то есть более плоские. Второй: образцы рисунков клейм могли распространяться по всей территории Сибири, в освоении которой выходы из северных регионов, в том числе и тотьмичи, принимали активное участие. Третий: даты строительства в Сибири храмов с картушами совпадают с датами расцвета и угасания барочного стиля в Тотьме, что может служить в пользу версии о распространении архитектурной традиции с запада на восток.
В 1785 же году была построена и новая колокольня, на которой сохраняли старинные часы. На колокольню вели четыре лестницы: каменная и три деревянные. По обеим сторонам были пристроены палатки: ризница, где велись и казначейские дела, и сторожка.
Монастырь в наши дни
Современный нам архитектурный комплекс Троицкого Селенгинского монастыря состоит из барочной Троицкой церкви; церкви во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, выстроенной по типовому проекту из альбома фасадов и планов Святейшего Синода в 1900-1903 году вместо сгоревшей в 1897-м деревянной Петропавловской; надвратной церкви во имя Архангела Михаила, выполненной в 1835 году в духе зрелого классицизма (считается единственным сохранившимся надвратным храмом от Байкала до Дальнего Востока); дома настоятеля 1841-1842 годов постройки, ограды с северными воротами и восточной и западной и угловыми башнями (первая половина XIX века).
Колокольня была снесена в первые годы после закрытия монастыря в 1920-х. Монастырь, принятый на государственную охрану в 1960 году, пережил утраты зданий и исторических интерьеров, приспособление под размещение здесь психиатрической больницы для взрослых. Возрождение обители с последующими реставрационными работами началось в 2006 году.
Текст: Александра Шапиро
Следите за нашими публикациями во ВКонтакте, Тelegram, Одноклассниках, Живом Журнале и Яндекс.Дзен