В сентябре «Российские древности» совершили путешествие по памятникам архитектуры Бурятии. О Троицком Селенгинском монастыре мы уже писали, однако он лежал на середине нашего пути из Иркутска. До следующего памятника, Спасского собора Староселенгинска ехать было дальше. И добраться до еще одного удивительного памятника архитектуры Забайкалья непросто: даже по километражу от Иркутска – почти 600 километров, однако последние километры пути – самые опасные. Во-первых, вам нужно будет подгадать с паромом через реку Чикой – он ходит всего несколько раз в день. А во-вторых, вам нужна машина-внедорожник с хорошим клиренсом, опытный водитель и сухая погода. После парома вас ждет 10 километров грунтовой дороги. Точнее – песчаной скальной «автотропы» с подъемами, спусками и крутыми поворотами с откосами. Одно неверное движение руля или педали – и застрять или перевернуться в некоторых местах можно и на «крузаке». Но нам повезло. Так что давайте начнем наш рассказ.
Спасский собор Селенгинска – символ верности
В апреле 1780 года в Селенгинске – крупнейшем городе Забайкалья с население более четырех тысяч человек – случился пожар. По неизвестной причине загорелась церковь во имя Нерукотворного Образа Спасителя. За столетие с небольшим до этого, в 1665 году восемьдесят четыре казака из Баргузинского, Братского, Балаганского и Иркутского острогов во главе с пятидесятником Гаврилой Ломовым и десятником Осипом Васильевым «пришед… на Селенгу реку среди их Мунгалские земли на усть Чика реки, близь Мунгалского царя Кукана и тайшей крепкой острог поставили». В 1670-м казачий десятник Любимко Федоров, вспахавший рядом «для опыту и поселения три осминника земли» получил первый в Забайкалье урожай ржи; в 1685-м острог стал городом с «великою» крепостью, где высилась деревянная 32-метровая многоглавая шатровая Спасская церковь. В начале 1735 года первый правящий православный епископ Восточной Сибири Иннокентий Иркутский и Нерчинский дала Спасской церкви статус соборной.
И вот пламя, разнесенное сильным северным ветром, спалило дотла собор-свидетель славной истории Селенгинска. Пожар распространился от собора дальше, в результате сгорели еще одна церковь, казенные здания, 280 домов горожан и 60 купеческих лавок. Город еще не успел оправиться, как через полгода его практически уничтожил новый пожар: остались лишь десяток обывательских домов да старые крепостные постройки.
Императрица Екатерина II, узнав о катастрофе, приказала выделить из казны средства на восстановление города: на новый собор – 6 тысяч рублей, на дома – каждому хозяину 30 рублей ассигнациями; на лавки – каждому владельцу 60 рублей ассигнациями. Но при этом императрица предложила селенгинцам начать стройку на левом берегу: более низкий правый, на котором в XVII веке ставили острог, уже не был удобен из-за частых разливов Селенги. Что же, многие тогда покинули город: купцы, ушедшие в Верхнеудинск или в Кяхту, которая еще в 1755 году стала вместо Селенгинска центром русско-китайской торговли; бедные мещане, приписавшиеся к крестьянским поселениям для занятия хлебопашеством. Но часть – трудно сказать, насколько большая или меньшая – жителей выхлопотала императорское дозволение остаться на прежнем месте. Нежелание расставаться с малой родиной, отвоеванной у сурового края их предками, сила и вера помогли селенгинцам восстановить город. И символом этой верности стал новый каменный Спасский собор.
Тотемское и сибирское барокко
Двухэтажный, 40-метровой высоты, пятиглавый Спасский собор был заложен в 1783 году – в год, когда Селенгинск получил статус уездного города. Сооружать же его начали 14 мая 1784-го. К казенным средствам добавились пожертвования прихожан; строителями подрядчиками стали купец Дмитрий Михайлович Пахолков и будущий селенгинский купец Иван Степанович Басов. В нижней теплой церкви собора разместили престол во имя Святые великомученицы Екатерины, дань уважения и признательности императрице Екатерине II; в верхней холодной – престол во имя Нерукотворного Образа Спасителя. В пол нижней церкви заложили надгробную плиту с могилы гетмана Демьяна Ивановича Многогрешного (1631-1703). В 1688 году сосланный в эти края гетман Войска Запорожского на Левобережной Украине вместе с гарнизоном Селенгинской крепости (294 человека, вооруженных шестью пищалями и мушкетами) выдержал 13-месячную осаду и один штурм пятитысячного войска Тушэту-хана, требовавшего ухода русских из Северной Монголии. Потом гарнизон вместе с пришедшими на помощь казаками и стрельцами из других острогов дал бой в десяти верстах к северу от Селенгинской крепости, окончившийся победой.
Нижний придел отделали и освятили в 1787 году, а окончено «сооружение наружное» было 13 июня 1789 года. В 1799 году был пристроен северный придел во имя святителя Николая Мирликийского, и в 1816-м – южный, во имя Архангела Михаила. Завершение колокольни стало реминисценцией древних шатровых покрытий; силуэты глав собора напоминали о традициях церковного зодчества XVII века.
Интересно, что строил собор архитектор-самоучка, даже вроде бы неграмотный тюменский мещанин Воротников (в дореволюционной литературе встречалось также имя томского мещанина Мальцова). Неизвестно, где черпал он вдохновение, откуда пришли к нему образы тобольского извода сибирского барокко и, главное – барокко тотемского.
Уникальный стиль церковной архитектуры родился в Тотьме (расположена 215 километрах к востоку от Вологды) во второй половине XVIII века. Фасады высоких, похожих на корабли, церквей с мачтами-колокольнями украшались выполненными из кирпича, значительно выступающими над плоскостью стены, картушами, или, как их было принято называть в Тотьме, клеймами. Вот эти междуэтажные и надоконные клейма, являющиеся частью кладки стены, и стали визитной карточкой тотемского барокко.
История их возникновения до сих пор не разгадана, точно так же неизвестно, как они попали на фасады сибирских, прибайкальских церквей, выстроенных в тысячах километрах от Тотьмы. Возможно, художественные идеи и образцы пришли в Сибирь вместе с тотемскими купцами, следовавшими по Великому чайному торговому пути. Частью его была как раз река Селенга – начинающаяся в Монголии и впадающая в озеро Байкал.
Вот что писал о Спасском соборе в Селенгинске выдающийся тотемский краевед, музейный работник, исследователь тотемского барокко Станислав Михайлович Зайцев (1939-1992). «Клеймо стало уже плоским, но сохранилось два завитка вдоль контура, подобно завитками Рождественской церкви в Тотьме. Портал такой же, какой у тотемских церквей –Троицкой и Успенской… Знакомое объемно-пространственное построение, сочное тотемское пятиглавие, но с яркими самобытными деталями. Удивительное зрелище представляет этот тотемский корабль на фоне гигантских волн – отрогов Хамар-Дабана, занесенный историей едва ли не в центр Азии!».
Один в поле воин
В 1822 году Селенгинск был низведен в заштатные города Иркутской губернии. Из города вывели расформированный Селенгинский гарнизонный полк и полубатальон военных кантонистов. В 1830-м году разрушения от прибывшей в Селенге воды вынудили принимать решение о переносе города на левый, безопасный с точки зрения наводнений, берег Селенги. Но приказ о переносе последовал лишь через десять лет, а водворился город на новом месте еще позже – в 1842 году. В 1845 году в Новом Селенгинске заложили церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, через год город получил герб. А Спасский собор остался в Старом Селенгинске, который он переживет.
Ему суждено было пострадать и от десятибалльного Цаганского землетрясения 1862 года, и от попыток взорвать его и разобрать на кирпичи в 1930-х-1950 х годах.
В нем молились монахи Селенгинской Спасской мужской обители и стоял скот (лошади на вольном выпасе и сейчас . Его взяли в 1970-х годах на охрану как памятник архитектуры регионального значения и до сих пор не восстановили, не передали церкви. Сейчас он стойко продолжает нести службу там, где когда-то «пришли на Селенгу реку» русские первопроходцы.
Текст: Александра Шапиро
Следите за нашими публикациями во ВКонтакте, Тelegram, Одноклассниках, Живом Журнале и Яндекс.Дзен