Признаемся, к описанию Смоленского кремля (или крепости — как подчеркивают местные) мы приступаем с трепетом — с каким мы будем описывать и памятники Московского кремля, к которым мы тоже постепенно подбираемся. Конечно же, «есть слона» лучше по частям, и мы сначала постепенно расскажем вам об отдельных элементах этого памятника — как сохранившихся, так и утраченных, а затем «соберем» отдельную статью по истории крепости. Точно так же мы планируем поступить и с детинцем Великого Новгорода, и с Московским кремлем, и с Псковским Кромом. И начнем мы — с утраченной в Великую Отечественную Евстафьевской башни.
Этот элемент крепости, 16-гранная глухая башня, находился на месте современного КДЦ «Губернский», многим смолянам до сих пор знакомого как Дом офицеров и носила разные названия. Башню называли Эрнестовой и Антиохийской (в польскую оккупацию), в смете подмастерья каменных дел Гуры Вахромеева ее называют Антифоновская.
Вот что пишет о башне телеграм-канал музея «Смоленская крепость» (кстати, рекомендуем!):
«Башня испытала на себе штурмы XVII века, особенно сильно пострадала во время Смоленской войны 1632-1634 годов. При осмотре башни во второй половине XVIII века были зафиксированы сильно разбитые пушечными выстрелами бойницы башни. Во время Отечественной войны 1812 года башня лишилась своей крыши. В XIX веке ее не раз ремонтировали. Последние ремонтные работы в башни должны были приспособить ее под городской водопровод.
Разрешение на приспособление одной из башен крепости для нужд городского водопровода было дано Императорской Археологической Комиссией в 1889 году. В Евстафьевской башне был установлен резервуар для воды объемом 20000 ведер (247 м3). Инженер А.Г. Малеваный, устраивая водопровод, писал, что отапливаться башня станет кирпичной печью, дымовая труба будет чугунная, прикрепленная к стене железными ухватами наподобие водосточных труб. Для тепла крышу подобьют войлоком и тесом. Вода первой очереди водопровода поступала по деревянным трубам из ключей Чертова рва в подземный резервуар насосной станции, а оттуда насосом вода закачивалась в резервуар в Евстафьевской башне. Из резервуара башни вода расходилась по городу к потребителям».
Скорее всего, башню взорвали при отходе немцев из Смоленска в 1943 году — гитлеровцы не хотели оставлять жителям города водопровод, и именно как элемент этой инфраструктуры, был взорван памятник архитектуры рубежа XVI-XVII веков. Интересно, что на чертежах обмера Смоленской стены 1937 года башни нет — а на фотографиях башни, сделанных во время оккупации Смоленска — она видна. Причем на аэрофотосъемке июня 1941 года башню видно, а в декабре 1943 года мы видим уже груду обломков.
Текст: Алексей Паевский
Следите за нашими публикациями во ВКонтакте, Тelegram, Одноклассниках, Живом Журнале и Яндекс.Дзен