Сегодня мы с порталом «Российские древности» отправимся в путешествие в Чегемское ущелье в Кабардино-Балкарии. Обычно туда доезжают до Чегемских водопадов, куда проложена асфальтовая дорога. Однако если проехать «сквозь» скалы дальше и не пожалеть подвеску по грунтовой дороге, то можно доехать до села Эльтюбю. Здесь на склонах горы расположен «город мертвых» — некрополь Фардык-кешене, одно из самых живописных мест в нашей стране. Мы побывали там в ходе нашего августовского путешествия на Кавказ в 2022 году. Заодно с некоторым опозданием, но выполним часть обещания, данного нашим читателям.
Со словом «кешене» читатели «Российских древностей» уже сталкивались. В 2021 году во время нашего путешествия по Уралу в Челябинской области мы посетили мавзолей Кесене, в котором по местному преданию похоронена дочь Тамерлана. Тогда мы рассказали, что «мавзолей Кесене» — это тавтология, ибо «кесене» — или в нашем случае – «кешене» и означает «мавзолей», шире – «наземная гробница».
При поиске литературы может возникнуть путаница. Во-первых, различное написание названия села: «Эльтюбю» («нижняя часть селения) или «Эль-Тюбю», хотя в русском языке более правильно первое.
Во-вторых, чаще в научной литературе вы встретите термин «некрополь у с. Верхний Чегем» или верхнечегемские мавзолеи. Тут тоже нет противоречия: село Эльтюбю вместе с селом Булунгу образует сельское поселение Верхне-Чегемское.
«Город мертвых» — а точнее, наземный некрополь – не единственная группа мавзолеев в Кабардино-Балкарии. Любопытствующих мы адресуем к книге замечательного балкарского археолога Исмаила Муссаевича Мизиева «Средневековые башни и склепы Балкарии и Карачая (XIII – XVIII вв.)» (Нальчик, 1970), которой мы активно пользовались при подготовке материала.
Но Эльтюбю – самая известная группа балкарских мавзолеев и единственная, которую нам удалось посетить.
О происхождении самой идеи мавзолея-кешене ученые спорили. Мизиев считает, что главным условием появления надземных склепов было не столько малоземелье (в ущельях Балкарии и правда, не очень много земли, хотя подземные погребения тоже известны), сколько феодальное расслоение. По его мнению, кешене – это некрополи таубиев, местной знати.
В 1939 году на Верхне-Чегемском некрополе Фардык побывал ленинградский этнограф Л.И.Лавров. Им впервые были зафиксированы точные размеры наземных усыпальниц, и высказано мнение об их местном происхождении. К слову, тогда на Фардыке сохранялось более десятка склепов. Сейчас четыре из них – разрушены, сохранилось всего 7 (из 17 сохранявшихся на 1970 год).
Из них четыре многогранных (один – особой формы, крыша его представляет многогранную пирамиду, завершенную большим замковым камнем – шишаком) и три прямоугольных, с гладкой двускатной крышей. Многогранные склепы окружены стенкой и могилами.
Судя по всему, более ранние мавзолеи – прямоугольные, они возникли в XIV веке, позже, в XVI-XVIIIвеках строились многогранные. Склепы функционировали в отдельных случаях до XIX века. Ученые отмечают, что в отличие от склепов «восточной группы», которые строили в Чечне, Ингушетии и местами – в Осетии, предназначавшиеся для захоронения десятков покойников, склепы «западной группы», к которым относят и балкарские склепы Эльтюбю, никогда не содержат более трех погребений.
Текст: Алексей Паевский
Следите за нашими публикациями во ВКонтакте, Тelegram, Одноклассниках, Живом Журнале и Яндекс.Дзен