Вчера «Российские древности» побывали на севере Иркутской области, в не самом доступном городе Киренск, до не очень давнего времени бывшего городом-островом. В конце марта-начале апреля добраться туда можно только одним способом – стареньким Ан-24, который летит из Иркутска чуть менее двух часов. Зимник до города Усть-Кут, в котором есть и станция БАМа Лена, и автобусы до Иркутска уже закрыт, а грунтовая дорога требует вездехода. Именно тут еще в XVII веке неким иеромонахом Гермогеном был основан Усть-Киренский монастырь, остатки которого сохранились до наших дней. Но обо всем по порядку.
Сами жители Киренска считают свой город старейшим городом Иркутской области (впрочем, жители расположенного восточнее Усть-Кута считают так же – зимовье в устье реки Кута было основано несколькими годами раньше). В любом случае, в 1630 году на этом месте, где река Киренга впадает в Лену, казаки из отряда Василия Бугра, основавшего и Усть-Кут, заложили небольшое зимовье, где оставили четырех казаков для ясачного сбора. Через год сюда из Усть-Кута пришел отряд казака Галкина, расширил зимовье и обнес его острожной стеной. Какое-то время поселение называлось Никольским погостом, после чего официально стало Киренским острогом.
Вид на Киренск с Лены. Хорошо видны постройки монастыря. Гравюра из книги «Живописная Россия».
Название «Киренга» – эвенкийское. В переводе оно означает «орлиное гнездо» или «гнездо коршуна». Впрочем, некоторые производят его от эвенкийского же слова «кири» – «грязь». И не потому, что речка – грязная, наоборот: прозрачная вода показывала черные камни на дне, и казалось, что в воде много грязи. Отсюда и пошло название населенных пунктов: сначала Усть-Киренского острога, затем – города Усть-Киренск (с 1775 года, с 1785 года – уездный город). Позже название сократилось до просто «Киренск».
Именно здесь – еще до официального основания острога, в 1663 году по разрешению илимского воеводы Лаврентия Авдеевича Обухова («по заручной челобитной спасского попа Илимского острога А. Толстоухова и мирских людей Ленского волока, Ленских пашенных крестьян и промышленных людей о строительстве на великой реке Лене на Киренском погосте монастыря») некий иеромонах Ермоген (Гермоген) основал Троицкую пустынь. Кем был этот человек, приехавший «с материка», до того, как пришел в Сибирь – не известно практически ничего. Впрочем, в Российской национальной библиотеке хранится (и оцифровано) рукописное «Житие преподобнаго отца нашего Гермогена, основателя Свято-Троицкого Киренскаго, Албазинского, Камарскаго Спасских монастырей, в двух Словах, на день его преставления изображенное», созданное в Киренске в 1858 году. Одно понятно точно – к моменту прихода в Никольский погост он уже успел принять монашеский постриг и получить священнический чин – ибо был иеромонахом.
В 1665 году Гермоген получает от митрополита Симеона грамоту, благословляющую строительство Усть-Киренской пустыни и… не заканчивает ее создание, поскольку происходит казачий бунт. Часто можно прочитать, что в 1666 году казаки спонтанно взбунтовались, убили воеводу Обухова и ушли на Амур, силой забрав с собой Гермогена. Однако до нашего дня дошла челобитная, поданная в Чечуйске, из которой понятно, что бунт и убийство были обдуманными, а причиной – самоуправство, которое чинил Обухов. Челобитная, завизированная Гермогеном. Исследователи предполагают, что Гермоген примкнул к восставшим и оправдал убийство из-за того, что Обухов «изнасильничал сильно жену ево, Фомину, Пелагейку Никифорову дочь блудным грехом». Фома в данном случае – поп Никольского погоста Фома Кириллов, а Никифор и был, предположительно, руководитель восставших, Никифор Черниговский. Согласитесь, когда начальник-воевода насилует твою дочь, сложно оставаться спокойным. Ну а в случае Гермогена – насилует жену твоего коллеги и, вероятно, друга.
Так или иначе, Гермоген отправился на Амур, где в 1671 году основал Спасскую пустынь в Албазинском остроге. Монастырь просуществовал недолго – во время первой осады Албазина манчжурскими войсками он погиб, а Гермоген вернулся в Усть-Киренск, где принял схиму в 1689 году, а через год умер и был похоронен за клиросом Троицкой церкви.
К тому времени монастырь уже процветал: после смерти Ерофея Павловича Хабарова царь Алексей Михайлович передал Усть-Киренскому монастырю его земли. Денег и земель было много, в монастыре развернулось строительство. Правда, через век его пришлось перенести в более комфортное, возвышенное место – ибо разливы Лены регулярно затопляли обитель. Именно тогда, с 1783 года, монастырь получает свои храмы, дошедшие до XX века, а частично – и до наших дней.
Тогда в монастыре по грамоте иркутского архиепископа Михаила появилась каменная Троицкая церковь – холодная, двухэтажная, с приделом Казанской иконы Божией матери на втором этаже (позже переосвященном в придел Усекновения главы Иоанна Предтечи). Увы, от этого храма до наших дней дошли только остатки первого этажа, в 1960-1970-х годах переделанные в помещение ретранслятора спутниковой телевизионной системы «Орбита», которой храм «служит» и по сей день. Если вы будете в Киренске, вы легко найдете это здание рядом с городским парком.
Еще раньше, в 1758 году игумен Вениамин Юзефович обнес перенесенный монастырь новой деревянной оградой и выстроил огромную, уникальную для деревянной архитектуры надвратную многоэтажную (!) Сретенскую церковь.
Никольский (Сретенский) храм в книге «Живописная Россия» ошибочно назван Троицким
Правда, храм простоял недостроенным четверть века с лишком, и только в 1785 году игумен Вонифатий освятил его. В 1853 году на средства киренского купца 2 гильдии Ф.В. Маркова храм был обновлен и переосвящен в Никольскую церковь.
Этот уникальный памятник просуществовал до 1931 года. Увы, даже постановка на охрану (постановление Иркутского губисполкома от 1925 года) не спасла его: в сентябре 1931 года по неизвестной причине сгорел и Никольский храм, и выстроенный в 1891 году в монастыре деревянный храм Алексея Человека Божия. В Киренском краеведческом музее сейчас можно увидеть макет этого уникального памятника.
Текст: Алексей Паевский
Следите за нашими публикациями во ВКонтакте, Тelegram, Одноклассниках, Живом Журнале и Яндекс.Дзен