Почти 20 лет исследователи изучают Великий мост, соединявший Софийскую и Торговую стороны, как ранее считалось с XII века. Сенсация прогремела в 2018-м году, когда выяснилось – мост стоял гораздо раньше, уже в X веке. Открытие сделала группа ученых под руководством Айвара Степанова. Айвар Владимирович – научный сотрудник Центра подводного археологического наследия Института археологии РАН, выпускник НовГУ. Приобрёл колоссальный опыт, исследуя морское дно перед строительством «Северных потоков» и Крымского моста. Сегодня ученый продолжает искать на дне Волхова свидетельства о Великом мосте и артефакты из жизни древних новгородцев. В этом году в поисках участвует Новгородский университет. Финансирует экспедицию группа компаний «Акрон». О ходе работ исследователь рассказал порталу «Газон.Media».

Рогатый угол

С 2005 года группа учёных исследовала свидетельства существования мостов XII—XIX вв. В 2018 году под слоем XIV–XVI веков обнаружили опору ранее неизвестной водной переправы. Это был похожий на лодку сруб из семиметровых бревен – ряж или, по древнерусской терминологии, городня. При строительстве мостов ряжи топили на дно и засыпали камнями – забутовывали.

Выяснилось, что дерево для той городни было срублено в период от 932 до 946 года. Так был сделан вывод, что в 10 веке через Волхов проходил ряжевый мост — сложная и дорогостоящая инженерная конструкция. Открытие удивило историков: в X веке Новгород даже не был городом в традиционном смысле. Он состоял из трех концов-посёлков по разным берегам Волхова – Неревского, Людина, Славенского.

— Бревна, из которых собран сруб, имеют небольшой диаметр – до 20 сантиметров, поэтому не прошли дендрохронологический анализ, — рассказывает Айвар Степанов. — Но зато прошли радиоуглеродный, в том числе масс-спектральный анализ ЦКП «Лаборатория радиоуглеродного датирования и электронной микроскопии» Института географии РАН и Центра изотопных исследований Университета Джорджии, США. Он показал, что очень плотный вероятностный возраст бревен – середина третьей четверти 10 века. То есть, до 975 года мост, весьма вероятно, уже существовал. Другое дело, что мы не видим некоторых характерных черт, которые присущи ряжевым мостам, исходя из справочников по деревянному мостостроению. Но у нас нет никаких сомнений, что этот мост – высокотехнологичный. Он требовал значительных средств и усилий огромного количества людей. Не следует думать, что построить такое сооружение – невероятно для того периода. Это для многих из нас, не державших в руках топора, может показаться невероятным. Однако история деревянного мостостроения началась еще в неолите и технологии к средневековью уже достигли совершенства.

Как в Лондоне

Под мостом 12 века археологи нашли предметы XIII—XVI веков. Наиболее ценные находки — две половины серебряных слитков-гривен, полтины, монеты, вислые свинцовые актовые печати XIV века. Исследования полностью подтвердили ранние сведения о жизни горожан в тот период. На мосту с конца 14 века до начала 17 существовал торг. Когда появилось денежное обращение, лавки из торговых рядов постепенно переехали на мост. То есть он занимал центральное место в городе: был не просто способом перейти реку, но центром всей его жизни.

—Путешественники в XVI веке описывали новгородский мост таким же как в Амстердаме или Лондоне, но только деревянным: «он обставлен домами и лавками, словно улица», — рассказал учёный. — На нем были и казни, и крестные ходы. Мост неоднократно сносило половодьем, он часто горел. Были ужасные пожары, когда огонь переходил по мосту от одного берега на другой, и люди прятались в воде, некоторые тонули. Под мостом копился культурный слой, связанный с бытом: горожане готовили пищу, раздробленные полые кости сыпались вниз, — и это самая массовая находка, били посуду, посуда была керамическая.

Найти слой

По данным первой новгородской летописи, осенью 1143 года в результате массивного ледохода с озера Ильмень мост был разрушен. А уже в 1144 году его отстроили заново. Ученые полагают, что мост из-за ледохода мог быть смещен.

— В этом году проходим мощный «стерильный слой» (прослойка, в которой отсутствуют следы деятельности человека, — прим. ред.), который накопился над руинами ряжевого моста. Мы обнаружили, что та опора моста, которую мы нашли, смещена со своего основания. И сейчас пытаемся нащупать тот слой, где находилась опора до разрушения. Найдем реальное положение моста – найдем уровень, на котором находится культурный слой 10 века. Косвенно мы его уже нашли. Глубина раскопа уже составляет более 2 метров. Там течения нет, мутная вода, сложно обнаружить мелкие предметы. Пока мы нашли дирхем (арабская серебряная монета, введенная в обращение в конце VII века, — прим. ред.), весовую гирьку 10 века и фибулу (застёжка для одежды, одновременно служащая украшением, — прим. ред.), несколько фрагментов керамики. Она круговая, но очень ранняя – 10-11 век.

Из-под толщи воды учёные мечтают достать новые доказательства существования Великого моста в 10 веке. Ими могли бы стать спилы бревен большого диаметра для дендрохронологического анализа или иные «говорящие» артефакты. Например, из того периода, о котором повествует Иоакимовская летопись, описывая крещение новгородцев зимой 989–990 года Иоакимом Корсунянином. Чтобы не пустить крестителей на левый берег Волхова, новгородцы разрушили часть моста, а на оставшуюся установили что-то вроде катапульты.

— Прокопав четыре шурфа по периметру нашего раскопа, находок мы пока нашли очень мало, — признается Айвар Степанов. — Гирька говорит о том, что была торговля, фрагмент дирхема тоже. Есть еще битая керамика, включая тигель – очень красивый орнаментированный горшочек и что-то типа керамического сита. Вещи очень разнообразные, но в небольшом количестве. Поэтому наша основная задача – найти слой 10 века. Но в слое может вообще ничего не быть. Представьте себе – просто мост: человек шел, уронил горшок со сметаной, ногой его пнул, керамика весело полетела в реку. Но если там был торг и сидели купцы, то весовые гирьки в слое должны быть в большом количестве. Или, если верить Иоакимовской летописи, и против крестителей действительно «выкатили пороки великие со множеством камений», то мы можем даже найти эти каменные ядра. Вообще, если на этом мосту воевали, как рассказывают многочисленные предания, там должны быть предметы вооружений.

Самые ценные артефакты, найденные на дне Волхова, будут выставлены в музее Великого моста.

Текст: Газон.Медиа. Фото Айвар Степанов, Новгородский музей заповедник, Денис Федоров: реконструкция панорамы моста с торговыми лавками

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *