Сегодня редакция портала «Российские древности» вновь приглашает своих читателей на Федеральную территорию «Сириус», чтобы рассказать об интересном археологическом памятнике – средневековой церкви. Сразу скажем, что речь пойдёт не о византийском храме в Весёлом, о котором мы уже писали, а о базилике, развалины которой ещё семь десятков лет назад можно было увидеть на землях, где сегодня находится прекрасный дендрологический парк «Южные культуры»
Многие любители пляжного и горного отдыха в Сочи и на Красной Поляне наслышаны об этом замечательном месте, бывали в нём или планируют побывать. Но только специалисты и особо увлечённые любители истории этих мест знают, что где-то на его территории, под землей могут находиться артефакты, связанные с судьбой одного из древнейших христианских храмов на побережье Западного Кавказа.
Первые упоминания об этом археологическом памятнике в научной литературе относятся к началу XIX века.
«Вот тот край, где обитает по направлению к Абхазии последнее племя черкесов «ардона». Между тем в древние времена этот морской берег был, кажется, богаче населением, более посещаем и цивилизован, чем сейчас.
Здесь не осталось, по словам Тауша, других следов христианства того времени, кроме церкви, которую можно увидеть вблизи аула и реки Ардохаич.
Итальянские географы средних веков, кроме Весконте, называют церковь Ардохаич церковью Santa Sophia».
Это цитата из книги швейцарского натуралиста и археолога Фредерика Дюбуа де Монперэ, который в 1833 году по приглашению русского правительства совершил путешествие вдоль всего Черноморского побережья Кавказа. А рассказывается в ней о местах, которые сейчас называются Адлерским мысом и Имеретинской низменностью.
Подробное описание памятника мы дошло до нас в описании сочинского краеведа И.К. Недоли, который в 50-х годах прошлого века произвёл фактический обмер его, сохранившегося на тот момент, фундамента и зафиксировал это в своем отчёте о средневековых древностях Большого Сочи.
Планировка обмерянной части базилики «Южные культуры» по И.К. Недоле.
«Храм имел размеры 12,2 на 7,5 метров. Общая площадь строения 91,5 кв. метров. Размеры внутренней части 10,6 на 5,9 метров, что давало площадь 62,6 кв. метров. Площадь апсиды 1,8 на 3,7 метров. Толщина фундамента в пределах 70-80 сантиметров.
Фундамент удалось обмерить не полностью, а по его остаткам, что могло привести к уменьшению площади.
Фундамент сложен на известковом растворе из плит песчаника, крупных булыжников, кусков известняка со значительной примесью битого кирпича и черепицы».
По сути, И.К. Недоля был последним исследователем, кто воочию видел остатки строения древней церкви. Археологи, изучавшие эту территорию несколько позднее, раскапывали находившиеся неподалёку средневековые захоронения, а не остатки фундамента храма, которые были разрушены при проведении строительных работ.
Вариант полного плана базилики «Южные культуры» по И.К. Недоле.
По мнению специалистов эта христианская базилика являлась древнейшим культовым сооружением в районе современного Большого Сочи. Время её строительства относят к VI веку. К такому выводу историки пришли после изучения сохранившихся архитектурных фрагментов здания, обнаруженных при раскопке могильника.
Прежде всего речь идёт о найденных там двух алтарных плитах. Плиты изготовлены на острове Проконес – одном из главных центров Византийской империи по производству архитектурного декора.
На лицевой стороне первой плиты были изображены три креста, символизирующие кресты Голгофы. Центральный крест выделен рельефным изображением в виде округлого медальона. Сохранилась только половина плиты, поскольку она была расколота ещё в древности, и мы можем увидеть только часть центрального креста. Об этом свидетельствует и её оборотная сторона, на которую нанесён полностью законченный декоративный орнамент, также с христианской символикой. Исходя из этого, можно предположить, что это было сделано несколько позже.
На второй алтарной плите изображена розетка с восемью лепестками в обрамлении лаврового венка. Этот символ победы перешёл в раннее христианство из римского декоративного искусства.
Надо отметить, что плиты с такими изображениями являлись распространенным декоративным украшением византийских церквей в VI веке. К примеру, их и сегодня можно увидеть в интерьерах Собора Святой Софии в Стамбуле.
И кстати, вышеописанные две плиты можно посмотреть в экспозиции Музея истории города-курорта Сочи. Так что, византийские древности есть не только в Турции и Греции, а Сочи, это не только пляжи и горнолыжные трассы.
Плита из храма «Южные культуры». Музей истории города-курорта Сочи.
Собранный в разное время на территории, где находился древний храм, подъёмный материал и фрагменты архитектурного декора позволяют предположить, что в период своего существования базилика имела фасад из известняковых плит и кровлю, покрытую керамической черепицей. Внутренние стены были оштукатуренные и расписаны фресками, полы инкрустированы мозаикой. Окна из цветного стекла.
Так что, думается, это было не только одно из самых ранних церковных зданий на Западном Кавказе, но и самых красивых.
Что касается разрушения базилики, то оно началось не вчера и даже не в прошлом веке. Христианство пришло сюда вместе с Византией в VI веке, вместе с ней и ушло — в период кризиса и последующей гибели.
После захвата Константинополя крестоносцами и установления там «латинского» протектората в XIII век, православие лишилось и своего единства и государственной поддержки. На побережье Западного Кавказа стали появляться фактории итальянских торговых республик, а с ними и католические миссионеры. Православные приходы приходили в упадок, священнослужители уходили – в силу возраста или перемены места службы. По-видимому, разрушение базилики началось в XIV веке. Часть материалов использовали для могильных склепов, часть для хозяйственных и жилых построек. Какой-то архитектурный декор и служебная утварь, были перемещены в местные православные храмы в горах, которые просуществовали чуть дольше.
Внесли свою лепту и наши соотечественники. Остатки средневекового здания продолжили разрушать при строительстве дачного имения петербуржского градоначальника Драчевского в начале ХХ века, а окончательно сравняли с землей в его середине, при сооружении коммуникаций и хозяйственных построек совхоза «Южные культуры».
Несмотря на то, что остатки фундаментов древней базилики на сегодняшний день недоступны и перекрыты территорией парка «Южные культуры» и прилегающей к ней жилой застройки, её изучение продолжается. Сравнительно недавно в парке был обнаружен подъёмный археологический материал, который специалисты идентифицировали, как фрагменты этого разрушенного культового строения. Было даже выдвинуто предположение о возможности существования подземных сооружений под средневековым храмовым комплексом. Доводом в пользу этой версии может служить факт наличия подземного склепа на находящемся по соседству византийском храме у села Весёлое, раскопанном археологами в период олимпийской стройки. Некоторые «горячие» головы предлагали даже провести раскопки и в парке «Южные культуры». Думается, что проверить это предположение можно и без нарушения внешнего вида памятника садово-парковой архитектуры, использовав методы дистанционного зондирования с применением георадаров.
Так же, продолжается и научная дискуссия о роли и месте этого исчезнувшего археологического памятника в истории христианства на черноморском побережье Кавказа. К примеру, не так давно была опубликована статья, посвященная этой базилике и обосновывающая версию, что именно этот храм носил имя Святой Софии, которое встречается на древних картах кавказских берегов. Доказывается это весьма аргументированно, с анализом средневековых западноевропейских географических карт и компасных карт-портуланов итальянских мореплавателей того же времени.
Объективности ради надо сказать, что локализация храма Святой Софии, в том или ином месте побережья, вопрос многолетней научной дискуссии. Как мы уже написали в начале статьи, одним из первых его так определил Дюбуа де Монперэ, однако более поздние исследователи помещали его и в абхазских Пицунде, Алахадзе, Цандрипше. Встречалось даже мнение, что так назывались развалины храма в сочинском селе Ахштырь, но это и вовсе маловероятно, поскольку они находятся далеко от побережья.
Так что, хотя памятник ныне скрыт от глаз исследователей, он по-прежнему вызывает интерес и споры. Возможно, когда-нибудь и эта историческая загадка будет решена. При условии, что найдутся новые артефакты или письменные свидетельства.
Текст: Виталий Рябов
Следите за нашими публикациями во ВКонтакте, Тelegram, Одноклассниках, Живом Журнале и Яндекс.Дзен