Сегодня в нашем путешествии мы отправимся на север Московской области, где не очень далеко от Волоколамского шоссе расположен один из самых известных монастырей России — Иосифо-Волоцкий. Наш нынешний рассказ — об очень интересном надвратном храме этой обители.

Монастырь, который сегодня носит название Иосифо-Волоцкого, был основан в 1479 году во имя Успения Божией Матери преподобным Иосифом Волоцким недалеко от княжеского городка Волоколамска и первоначально относился к ведению Новгородской епархии. Обитель быстро развивалась и сумела накопить немалые материальные богатства, а потому в середине XVI века обзавелась каменными стенами и башнями, возведёнными «на поминовенныя деньги разныхъ лицъ», как записано в монастырском Синодике. «Каменная ограда, – сообщает историк монастыря иеромонах Нектарий, – начата стройкою в 1543 г., <…> а окончена в 60-х гг. того же столетия; св. врата в ограде устроены и расписаны на деньги митрополита Даниила – 100 р.».

Первоначально святые врата, расположенные в южной стене монастыря, не имели храма. Спустя 20 лет после постройки въездные ворота были украшены надвратной церковью. Это был пятиглавый храм, сооружённый «иждивением одного царского вельможи именем Григория» и освящённый в 1589 году в честь Сретения Владимирской иконы Богородицы. Дело в том, что именно в этих вратах в 1572 году, то есть в год окончания опричнины, «была встречена братиею <…> икона Владимирской Божией Матери» (как пишет Нектарий). А вкладчиком иконы выступил упомянутый вельможа Григорий из фамилии Бельских, более известный на Руси как Малюта Скуратов. Именно для помещения Владимирской иконы Богородицы была задумана и сооружена надвратная церковь Иосифова монастыря. Малюта дал публичный обет о строительстве храма и взял на него благословение Московского митрополита Кирилла в 1571 году, когда Москва была сожжена крымским ханом Девлет-Гиреем. Можно полагать, что икона, по мысли ктитора, должна была помочь в защите северо-западных рубежей Московского царства, как раньше она способствовала защите Москвы от войска Тамерлана (1395). Возможно, для самого Григория Бельского это было формой покаяния за совершённые им опричные злодейства. До завершения строительства церкви икона находилась в монастырском Успенском соборе, а затем была перенесена в надвратный храм.

Владимирская-Волоколамская икона Божией Матери. 1572. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва. Источник: Смирнова 1988. Ил. 184.


Волоколамская икона представляет собой высококлассный список со знаменитой чудотворной Владимирской иконы Богородицы, доставленной ок. 1130 года в Вышгород из Константинополя, затем вывезенной князем Андреем Боголюбским во Владимир-на-Клязьме (1155), а позже окончательно перемещённой в Москву, в кремлёвский Успенский собор (1480). Надо сказать, что это в значительной степени «осложнённая» копия древнего образа: изограф перенёс в изображение (имитировал) детали оклада, покрывавшего Владимирскую икону в XVI веке: очелье, венцы и корону с драгоценными камнями и жемчугом; на полях справа и слева он поместил в медальонах полуфигуры архангелов Гавриила и Михаила с зерцалами в руках, а под ними – крупные ростовые фигуры святых митрополитов Петра (слева) и Ионы (справа). Искусствоведы сходятся во мнении, что Волоколамский образ был написан в начале семидесятых годов XVI века художником из круга царских изографов и принадлежит к числу лучших произведений московского церковного искусства того времени. Икона крестным ходом была принесена в монастырь 2 марта 1572 года, на второй неделе Великого поста, и торжественно встречена игуменом Леонидом со всей монастырской братией, а 1 января 1573 г. Малюта Скуратов погиб на Ливонской войне при штурме замка Вайсенштайн (ныне г. Пайде в Эстонии).

В первый же день пребывания в монастыре икона прославилась чудотворением. Один из слуг Малюты, сопровождавших икону, некий дьяк Пётр, хулил и монахов, и монастырь, и икону, за что был наказан: входя в Успенский собор, он внезапно ударился головой о железную дверь и тут же испустил дух. Однако после соборной молитвы перед образом, в которой мистически участвовал и преподобный Иосиф, грешник был помилован, возвратился к жизни и покаялся. Об этом событии известно из рукописи под названием «Сказание о Сретении иконы Богоматери Владимирской и о дьяке Петре», составленной в 70-х годах XVI века игуменом Евфимием (Турковым). «Сказание» было включено в третью редакцию Жития прп. Иосифа Волоцкого как описание его 12-го чуда; древнейший список Жития находится в сборнике XVI века из библиотеки Софийского собора Великого Новгорода (хранится в Российской национальной библиотеке).

Интересно, что икона была не единственным вкладом Малюты Скуратова в Иосифо-Волоцкую обитель. Согласно записной книге монастыря, в 1570 г. в Москве игумену Леониду им были переданы драгоценная церковная утварь, шитьё и два колокола. Все эти предметы были, очевидно, частью добычи Малюты при разорении Новгорода в том же году. Скорее всего, и вкладная Владимирская икона связана с этим бесчинным грабежом. При прямом участии самого Малюты опричниками был разорён новгородский Сырков монастырь и казнён его основатель Феодор Дмитриевич Сырков. Собор Сыркова монастыря был выстроен в 1548 году в честь Сретения Владимирской иконы Богоматери, причём храмовая икона – список с чудотворного Владимирского образа – была заказана Сырковым московскому иконописцу Симеону Яковлеву сразу в двух экземплярах: одна – для монастырского Сретенского собора, вторая – для новгородской Софии (1552 или 1561 г.). По своей композиции икона, присланная Малютой Скуратовым, аналогична двум этим московским спискам. Не исключено, что раскаявшийся Бельский заказал в Москве именно такую же копию Владимирской иконы для Иосифо-Волоколамского монастыря, подражая деяниям казнённого им Феодора Сыркова.

Симеон Яковлев. Богоматерь Владимирская. 1552 (1561). Новгородский государственный объединённый музей-заповедник. (Источник)


Подлинник XVI века был вывезен из обители в 1954 году в Москву. В 1959 г. икона была отреставрирована В. Е. Брягиным и с того времени находится в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. А в 2007 году в обитель была доставлена икона, написанная «в меру и подобие» древнего волоколамского образа московским иконописцем С. И. Фоминым.

С. И. Фомин. Владимирская-Волоколамская икона Божией Матери. 2007. (Источник)


Такова краткая история «виновницы» появления надвратного храма в монастыре преподобного Иосифа Волоцкого.

В ХVII веке стены и башни Иосифовой обители были выстроены заново, в основном повторяя очертания плана ХVI столетия. Святые врата сохранили своё место в южной стене монастыря. В сметной росписи Ивана Неверова, составленной в 1645 году, сообщается: «В Осифове монастыре на городе на святых воротах башня каменная четвероугольная. Вышина башни от земли 3 сажени, а по городу башня 4 сажени, а поперёк пол 4 сажени, а стены обложены только всего в 3 кирпича». На этой приземистой воротной башне в 1679 году, то есть ровно через 200 лет с момента основания монастыря, была поставлена новая церковь, теперь уже во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла (именно в этом году в Москве было закончено сооружение нового соборного храма Сретенского монастыря, на который и «перешло» посвящение волоколамской церкви). Зодчим второго надвратного храма многие исследователи считают Трофима Игнатьева, автора великолепных монастырских башен, а также земляка знаменитого русского архитектора Якова Бухвостова, построившего «барочные» надвратные храмы в Новом Иерусалиме и Солотчинском монастыре.

Иосифо-Волоцкий монастырь. Храм свв. Петра и Павла и Мироносицкая (Воскресенская) башня. Источник: Косточкин 1969, ил. 91.


Надвратная церковь Петра и Павла занимает второй ярус святых ворот, расположенных по центру юго-восточного прясла монастырской стены. Храм представляет собой двусветный бесстолпный четверик, почти квадратный в плане, перекрытый сомкнутым сводом, украшенным снаружи двухъярусной горкой кокошников и увенчанным декоративным пятиглавием. Изящные барабаны глав украшены аркатурными поясами с бусинами и высокими колонками (такое завершение затем повторено в новом декоре монастырской трапезной церкви Богоявления 1682 года). В северной и южной стенах церкви устроены по одному большому окну с красивыми, сложно деталированными узорчатыми килевидными наличниками; аналогичные окна украшают собой две апсиды; западное окно храма имеет более простой декор. Вверху, по карнизу основного объёма и алтарных апсид надвратный храм украшен ширинками (квадратными нишами) с изразцами; пояс таких же ниш (но уже двойной) идёт по границе галереи и воротной башни. По углам храм декорирован «парными» полуколоннами. В церковь ведут три входа, два из которых (северный и западный) обрамлены перспективными резными порталами из белого камня. Из храма входы открываются в наружную галерею с пониженными двойными арками на типичных «кубышчатых» столбах, которая опоясывает храм с трёх сторон (при этом на западе она глухая) и имеет пешеходную связь с настоятельским корпусом. Имеется также проход в галерею из Казначейского корпуса.

Иосифо-Волоцкий монастырь. Надвратная церковь свв. Петра и Павла. Фото: Сергей Заграевский. (Источник)


Основной объём храма вместе с галереей поставлен по оси главного проезда, алтарь же расположен по оси бокового (меньшего по размерам) входа, тем самым визуально уравновешивая в целом асимметричную композицию ворот. Наружные воротные арки богато декорированы: они дополнены «занавесками» с гирьками и фланкированы тройными пучками полуколонн (столпов). Каждый средний столп в этом пучке имеет подчёркнуто увеличенные размеры и снизу доверху украшен многоцветными рельефными («ценинными») изразцами, купленными в Москве в количестве 600 штук. Это прекрасная майолика с изображениями растений и райских птиц, аналогичная печным изразцам (возможно, был куплен именно кафель, предназначенный для украшения печей). Такой же изразцовый столп установлен на восточной стороне храма между апсидами. Как сообщает иеромонах Нектарий, ворота были украшены изображениями Спасителя, Божией Матери и преподобного Иосифа, а также праотца Авраама, принимающего трёх странников; вверху было помещено изображение Успения Пресвятой Богородицы, на внутреннем простенке между главным и боковым проездами – икона апостолов Петра и Павла с преподобным Сергием Радонежским. Роспись ворот, к сожалению, не сохранилась.

Храм свв. Петра и Павла. Экстерьер и интерьер. Источник: Торопов, Щепетов 1946, ил. 17, 19


Архитектура всего воротного сооружения очень характерна для второй половины XVII века. Это, конечно, не крепостные врата, а парадный, «праздничный» вход в обитель. Декор храма типичен для московской архитектуры «дивного узорочья». Надвратная церковь и воротная башня, визуально воспринимаемая как церковный подклет, представляют собой единое произведение искусства, прекрасно вписанное в ансамбль монастыря и отлично гармонирующее с башнями ограды – и с их мотивами кирпично-изразцовых «узорочных» украшений, и с их вертикальной ярусной формой.

Иосифо-Волоцкий монастырь. Начало ХХ века. Виды на Петропавловскую церковь с юга (вверху) и севера (внизу). Источник: Геронтий 1903.


Алтарная часть храма имеет внутри прямоугольную форму; это единое пространство, открывающееся в храм тремя проёмами. Снаружи алтарь обозначен двумя ложными полуциркульными апсидами; на месте, где, судя по нашим ожиданиям, должна располагаться северная апсида, к алтарю примыкает стена монастырского корпуса. В алтаре находилось архиерейское место, к которому вели три ступени. Древний 4-ярусный иконостас, частично позолоченный в 1757 году при архимандрите Пахомии, до наших дней не дошёл.

Согласно изначально установившемуся обычаю, в надвратную Петропавловскую церковь выносились настоятели монастыря по смерти до погребения.

Изображения надвратной церкви святых Петра и Павла сохранились на иконах, посвящённых преп. Иосифу Волоцкому. Во второй половине XVI века на Руси появились так называемые иконы основателей монастырей (например, икона «Обитель преподобных Зосимы и Савватия Соловецких» и др.). Традиционный извод таких икон предполагает изображение святого в молении Спасителю (или Богоматери) за основанную им обитель, которая показывается тут же, в среднике иконы. В ныне известных описях Волоколамского монастыря упомянуты иконы с молением святого Иосифа Спасителю «во облаце». К настоящему времени исследованы две иконы такого типа; обе датируются в пределах 90-х гг. XVII – нач. XVIII в. На одной из этих икон Иосиф, помещённый в левой части, обращён к Иисусу Христу в облачном сегменте справа в верхнем углу средника; правая рука святого приподнята в молитвенном жесте, в левой – развёрнутый свиток с текстом: «Не скорбите убо братия». Правую нижнюю часть композиции занимает изображение архитектурного ансамбля монастыря с надвратным храмом в центре.

Прп. Иосиф Волоцкий. Икона. 90-е гг. XVII – нач. XVIII в. Государственный музей-заповедник «Коломенское». (Источник)


Другая икона того же извода находится в собрании Государственного исторического музея. Иосиф здесь также представлен слева, но в молении Богородице со Христом и без свитка; правая рука – в молитвенном жесте, левая прижата к груди. Справа от зрителя, под облаком с Богородицей и Христом расположен Иосифов монастырь (видимый опять-таки с юга), перед которым – ухоженный монастырский сад. На этой иконе изображение построек Волоколамской обители более детализировано: святые ворота имеют архитектурное оформление в виде двух декорированных столбов и кокошников (правда, при этом на южном фасаде мы видим целых три окна), на колокольне изображены часы. На обеих иконах над головой основателя обители помещена надпись «Образ преподобного Иосифа, игумена Волоколамского».

Преподобный Иосиф Волоцкий. Икона. 90-е гг. XVII – нач. XVIII в. Государственный исторический музей. (Источник)


Преподобный Иосиф Волоцкий. Икона. 90-е гг. XVII – нач. XVIII в. Деталь. Государственный исторический музей.


Храм святых апостолов Петра и Павла в Иосифо-Волоцком монастыре – один из самых заметных в художественном плане и самых интересных в плане историческом надвратных храмов России. Он открывает свои врата не только в архитектурное пространство известнейшей обители, но и в культурную историю целой эпохи. На лето 2022 года, когда Российские Древности навещали его, храм реставрировался.

Храм в 2022 году. Фото: Алексей Паевский


Текст: Сергей Аванесов, НовГУ

***

Литература

Алексеев А. И., Барсова М. В., Шевченко Э. В. Иосиф // Православная энциклопедия. Том 25. Москва, 2010. С. 559–585.

Антонова В. И. Волоколамская Богоматерь // Очерки по русскому и советскому искусству. Москва, 1974. С. 53–77.

Васильева Е. А. и др. Иосифов Волоколамский (Волоцкий) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь // Православная энциклопедия. Том 26. Москва, 2011. С. 91–122.

Геронтий (Кургановский), архим. Волоколамский Иосифов второклассный мужской монастырь и его современное состояние. Санкт-Петербург, 1903.

Ильин М. А. Бухвостов. Москва, 1956.

Косточкин В. В. Крепостное зодчество Древней Руси. Москва, 1969.

Нектарий, иеромонах. Историческое описание Иосифова Волоколамского второклассного монастыря Московской губернии. Москва, 1887.

Полякова О. А. Архитектура России в её иконе. Города, монастыри и церкви в иконописи XVI–XIX веков из собрания Музея-заповедника «Коломенское». Москва, 2006.

Смирнова Э. С. Московская икона XIV–XVII веков. Ленинград, 1988.

Торопов С., Щепетов К. Иосифо-Волоколамский монастырь. Москва, 1946.

Щенникова Л. А. Владимирская икона в Иосифо-Волоколамском монастыре // Православная энциклопедия. Том 9. Москва, 2005. С. 30–31.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *