Российский ученый исследовал средневековое литературное произведение «Джами ат-таварих» – сборник летописей авторства Кадыра Али-бека, в котором описана история осколков Улуса Джучи (Золотой Орды). Исследователь, опираясь на «Джами ат-таварих», проанализировал социальную структуру этого государства и раскрыл пробелы, существовавшие в ее истории ранее. Работа была опубликована в научном журнале «Золотоордынское обозрение».

В отечественных исследованиях до недавнего времени неоправданно мало внимания уделялось сословной структуре Золотой Орды. За аксиому принималось суждение, что государство было обществом с неразвитыми социальными отношениями, и оспариванию долгое время не подвергалось.

В недавнем исследовании ученый из Института истории имени Ш. Марджани (Казань) рассматривает важнейшие элементы социальной структуры осколков Золотой Орды на основе литературного произведения «Джами ат-таварих». Автор исследования рассмотрел увековеченную в сборнике летописей церемонию восшествия на престол Касимовского царства нового хана. Как отмечает ученый, ключевым моментом в этом событии стало возведение на престол правителя карачи-беками — четырьмя вельможами, которые подняли его с четырех сторон и посадили на золотой трон. Этот ритуал демонстрировал, что карачи-беки – опора трона.

Выбор следующего хана включал в себя несколько этапов. Претендент на престол выбирался из числа потомков Чингиз-хана представителями царствующего рода. Выбранный кандидат рассматривался на «курултае», созыве крупнейшей знати. Если участие в выборе правителя было прерогативой всех влиятельных султанов и биев (князей), то на престол хана сажали только самые знатные из них. «Карачи-беки» — главы четырех правящих семейств, стоящих на вершине иерархии татарских кланов. Они были членами «Великого дивана» — высшего государственного совета при хане — и занимались важнейшими делами страны: финансовыми и земельными вопросами, внутренней и внешней политикой, вопросами военного характера и другими.

Термин «карачи-беки» потребовал отдельного осмысления со стороны ученого, поскольку существовали противоположные точки зрения о его значении. Результаты историко-лингвистического анализа «Джами ат-таварих» позволили выявить, что термин «карачи» относится сугубо к представителям высшей аристократии и опровергнуть предположение о его причастности к «простолюдинам», выдвинутое другими исследователями, например, М. Хоупом.

Из состава «Великого дивана» выбирались два представителя на должности «улуг карачи-бека» («бек над беками») и «везира» (высший государственный чиновник). Первый отвечал за внешнюю политику, второй — за внутреннюю. Причем автор, отмечая их важность в социальной структуре Золотой Орды, упоминает, что в истории были прецеденты, когда улуг карачи-беки де-факто становились правителями государства: например, Мамай.

Следующим по значимости в Золотой Орде был ранг «аталыка», который был воспитателем и покровителем хана. Аталык, взяв на себя наставничество над молодым ханом, становился ближайшим советником правителя, а после мог дослужиться до звания улуг карачи-бека.

Еще одна ступень социальной иерархии татарских ханств, которую ученый выделяет, как одну из важнейших, — «имильдяш». Это ближайший круг доверенных лиц правителя, в который входили «молочные» братья и сестры хана, которых в младенчестве кормила молоком та же женщина, что и будущего хана. Автор статьи отмечает, что детей намеренно таким образом связывали между собой родственными узами, чтобы установить тесные взаимовыгодные связи между ханами и членами клановой аристократии.

Выбор аталыка и имильдяшей был ответственным моментом. С помощью этих процедур представители татарских кланов могли устанавливать связи с единственными претендентами на трон, потомками Чингиз-хана. Эти две группы играли большое значение в строгой социальной структуре осколков Золотой Орды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *