Сегодня мы с порталом «Российские древности» продолжим закрывать наши долги и отправимся по местам нашего летнего путешествия 2022 года и отправимся в край высоких каменных башен, в Джейрахский заповедник. Всего 61 километр от аланского Владикавказа – полтора часа с учетом паспортного контроля на въезд в приграничную зону (у граждан иностранных государств могут быть проблемы) и с учетом серпантина на перевале Цей-Лоам – и вот мы в прекрасном горном ингушском селе Таргим. Только не забудьте заправиться во Владикавказе: по пути будет только одна заправка, и только с 95 бензином. Ну и осторожнее в горах!
«Красный Просвещенец» Российских древностей на перевале Цей-Лоам
Территория Джейрахского заповедника – это высочайшая концентрация древних архитектурных памятников. Здесь есть и древний христианский храм Тхаба-Ерды, и некрополи, но, конечно, больше всего здесь башенных комплексов – родовых поселений средневековых ингушей с жилыми, полубоевыми и самыми знаменитыми, высокими боевыми башнями. Недаром горы Ингушетии называют «страной башен». Более того, самоназвание ингушей — «гIалгIай» — по мнению ряда исследователей, этимологизируется как «строитель», «житель башен» (так считает, например, известный историк ингушских древностей Макшариб Мужухоев. Впрочем, вопросы этногенеза и этимологии самоназвания ингушей гораздо сложнее. Интересующихся мы с удовольствием отошлем к главам фундаментального труда «Средневековая Ингушетия», написанного археологом Евгением Игнатьевичем Крупновым, который посвятил изучению этого края всю свою жизнь).
Более того, у ингушей даже сохранилась героическо-эпическая песня (илли) о строительстве башни – уникальное произведение, подобного которому нет у иных народов. В народе говорят: «Человеку для жизни нужна башня, а после смерти — склеп». Что ж, Таргим содержит в себе все, что нужно человеку.
. Фото Алексея Паевского, август 2022 года
Прежде, чем рассказать о самих башнях, скажем несколько слов о селениях. Де-факто, каждый башенный комплекс – это нечто среднее между родовым замком средневековых рыцарей и греческим полисом. Поэтому башни – это и крепость, и дом, и сигнальная структура: от комплекса до комплекса редко было более 500 метров, и башни соседей всегде прекрасно видно, поэтому за минуты весть о приходе неприятеля могла разлететься по всему краю.
Что же такое ингушская башня и как появился такой тип построек? Специалисты считают, что все началось с циклопических построек бронзового века, остатки которых до сих пор встречаются на территории горной Ингушетии. «Циклопическими» они названы не из-за своих размеров, а, скорее из-за размеров камня, из которых они сложены. Историки прошлого считали, что только античным циклопам было под силу такое перемещать. Есть остатки таких зданий и в Таргиме.
Устройство боевой башни
Циклопические древние постройки естественным образом трансформировались в самый древний тип башенных зданий: жилые башни (гӏа́ла). Эти башни имели в плане квадрат или прямоугольник размером от 5х6 до 10х12 метров и два-три этажа в высоту (до 12 метров). В центре стоял «ердабӏоагӏа» — каменный опорный столб, на который опирались межэтажные перекрытия.
Первый этаж предназначался для скота и коня, второй этаж – самый высокий, до 3-4 метров – был жилым, «лакхера цӏа». Здесь располагался и главный очаг. Третий этаж – при наличии – чаще всего работал складским помещением и имел гостевое спальное место.
Изначально жилые башни имели и оборонительное значение, и самые старые из них имеют бойницы для стрельбы. Однако постепенно в башенном строительстве началась специализация. Вначале появились полубоевые башни – более высокие с меньшей площадью. Здесь мы видим уже 3-4 этажа, отсутствует центральный столб, а в верхней части есть боевые балкончики-машикули.
Однако на этом эволюция ингушского зодчества не заканчивается. Своей вершины башенное строительство достигает в XIII-XVII веках, когда появляются подлинно боевые башни (вIов). Узкие, с большим уклоном сужения стен – от обычных 10-11 градусов до рекордных 14 градусов в селе Верхний Лейми. Высокие: боевые башни Ингушетии достигают 20-25 метров в высоту.
Таргим в 1920-х годах
Если башня ставилась в месте, не имеющем естественной защиты, где противник может подойти вплотную к стенам, то она завершалась пирамидальным ступенчатым покрытием из 13 сланцевых плит, которое венчал пирамидальный замковый камень. В ином случае строилась башня с плоским покрытием, которое иногда сопровождало зубчатое завершение. Ныне в Ингушетии из учтенных башен 50 имеют пирамидальное покрытие, более 40 – плоскую кровлю, а у более 30 мы не можем установить, как они были завершены, поскольку ныне памятники, к сожалению, полуразрушены.
Первый этаж боевой башни предназначался для пленников и припасов, второй служил жильем на случай осады. Попасть в башню можно было только через второй этаж, поэтому таран осаждающие применить не могли.
Над вторым и последним этажами делались каменные стрельчатые своды, которые одновременно придавали сейсмостойкость зданию, и не давали поджечь перекрытия, если враг ворвался внутрь, а осажденные заперлись наверху. Между остальными этажами перекрытия делались деревянные, а перемещаться между этажами можно было только по приставным лестницам через лазы в углах перекрытий. На верхнем этаже размещалось оружие и были приделаны боевые балкончики-машикули (чӏерх).
Мы просим прощения у читателя за столь пространный рассказ – но один раз его стоило написать, чтобы потом отсылать к нему всякий раз, когда мы будем писать о памятниках башенного зодчества Ингушетии, о которых, увы, в частностях – если речь идет о конкретных памятниках – достаточно скудна.
Классический вид на Таргим, фото Алексея Паевского, август 2022 года
Итак, вернемся в Таргим, расположенный на высоте 1080 метров над уровнем моря. К слову сказать, поскольку это один из самых знаменитых башенных комплексов Ингушетии, у него – в отличие от подавляющего большинства памятников – есть свой собственный сайт. Де юре – это село, входящее в состав сельского поселения Гули Джейрахского района Ингушетии. Территория Таргима – вся, целиком – входит в состав Джейрахско-Ассинского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника.
О происхождении названия ученые спорят. Одни возводят это название аж к библейскому внуку Иафета и сыну Гомера (не того, что с «Одиссеей») Фогармосу, 10 сыновей которого ассоциируют с народами Северного Кавказа и Причерноморья. Другие исследователи считают, что «Таргим» в переводе означает «щит». Есть на эту тему и древняя легенда о трех богатырях. По преданию мощные замковые крепости Таргим, Эгикал и Хамхи в долине Гӏалгӏай Коашке («Галгайские дворы») основаны тремя одноименными братьями — сыновьями легендарного Аьлби-ерда (в других источниках Га). Самым младшим из них был Таргим (Тӏаргам), который поселился за рекой Асс и основал это селение. Хамхи и Эгикал – ныне тоже башенные комплексы, совсем рядом. Впоследствии крепость Таргим вошла в сообщество под названием Хамхинский шахар, название которого как раз и означает «три города».
Фото Алексея Паевского, август 2022 года
На территории комплекса можно увидеть все ключевые элементы древней архитектуры Ингушетии. Здесь есть остатки циклопических построек второго тысячелетия до нашей эры, на руинах которых то ли в XII, то ли в XV веке возник тот Таргим, который мы знаем.
Некрополь Таргима в 1920-х годах…
И 100 лет спустя. На втором фото он хорошо виден над городом. Фото Алексея Паевского, август 2022 года
В средневековом Таргиме сохранилось четыре боевые, две полубоевые и более 20 жилых башен, на некотором расстоянии от комплекса есть свой «город мертвых» — некрополь с 19 склеповыми могильниками и двумя мавзолеями, есть пять святилищ. К слову, о некрополях: ингушские склепы – это отдельная глава в архитектуре. Здесь до недавнего времени было принято хоронить, не предавая покойного земле, а оставляя в склепе. Во многих древних склепах вы до сих пор можете увидеть кости тех, кто строил эти замечательные башни, жил и воевал в них.
Внутри склепа. Фото Алексея Паевского, август 2022 года
Кроме этого, через реку Ассу – совсем рядом с комплексом – расположены остатки христианского храма Альби-Ерды (да-да, храм назван по имени того самого легендарного отца Таргима, Эгикала и Хамхи), а несколько дальше, в лесу – руины еще одного храма, название которого неизвестно, поэтому в литературе он получил название «Таргимский храм». Впрочем, о христианских древностях Ингушетии мы поговорим отдельно.
Текст: Алексей Паевский
Следите за нашими публикациями во ВКонтакте, Тelegram, Одноклассниках, Живом Журнале и Яндекс.Дзен
Литература:
Чахкиев Д.Ю. Древности Горной Ингушетии. — Назрань, 2003
Агиров Т. А. Горная Ингушетия. — М.: Перо, 2021