Рождественский собор Богородице-Рождественского монастыря – четырехстолпный крестовокупольный храм с тремя апсидами – один из самых старых храмов Москвы (и далеко не самый изученный) и однозначно один из самых интересных и ценных памятников архитектуры. Рассказ об истории храма стоит начать с обращения к истории монастыря, на территории которого он был построен. Попасть в монастырь нетрудно – он расположен на одноименном Рождественском бульваре недалеко от станции метро Трубная. Однако в момент посещения «Российскими древностями» обители сам храм был закрыт для верующих – помолиться можно было в соседнем храме монастыря, трапезной Казанской церкви 1906 года постройки.

Как следует из летописей, женский монастырь во имя Рождетства Богородицы основан в 1386 года женой князя Андрея Ивановича Серпуховского (сына Ивана Калиты) Марией Константиновной, дочерью Константина Васильевича, князя Ростовско-Борисоглебского. Предположительно, к 1389 году, году смерти Марии, деревянные монастырские строения, включая Рождественский храм, уже были возведены. Ибо летопись так пишет об этом печальном событии (мы о смерти княгини, конечно): «В лето 6897 месяца декабря в 5 (день) преставися княгиня Ондреева Мария, мать княжч Владимирова, нареченная в мнишеском чину Марфа, и положена бысть в монастыри ея у Рождества на рве, его же сама создаша». Здесь мы видим и первую топографическую привязку монастыря – «на рву». Следующий раз источники упоминают монастырь снова в похожем контексте – жена князя Владимира Андреевича, княгиня Елена, в иночестве Евпраксия, дочь Ольгерда Литовского, тоже завещала похоронить себя тут же. 


 В 1500 году монастырь сгорел в большом разрушительном пожаре и восстанавливался уже Иваном III. Именно к этому периоду относится постройка Рождественского собора в камне. Исследователи определяют дату возведения храма диапазоном 1501-1505 годов.


Четырехстолпный крестовокупольный храм с тремя апсидами построен в традиционном московском стиле XVIвека. Венчает собор шлемовидная глава на высоком световом барабане. Известный архитектор и историк архитектуры Федор Горностаев обращал внимание на то, что устройство кокошников «вперебежку» в конструкции Рождественского собора можно считать первым известным случаем в Москве. Снаружи основание барабана опоясывают несколько рядов килевидных кокошников. Основной объем кубический. Обращает на себя внимание кирпичная кладка купола. Изнутри изогнутые ряды кирпичей образуют выраженный концентрический узор. Интересно, что такой способ кладки был характерен для итальянских мастеров, которые в тот период работали в Москве.

Совмещенные планы. Обмер А.С. Фуфаева


Интерьер храма. Своды


В 1547 году монастырь серьезно пострадал от очередного пожара. Восстановление обители и соборного храма велось при активном содействии царя Иоанна Грозного и царицы Анастасии. Именно тогда в храме появился второй придел во имя святителя Николая Чудотворца. Никольский придел спустя почти два века был перенесен в церковь Иоанна Златоуста, а в память о приделе Рождественский храм обзавелся маленькой главкой.

Интерьеры. Придел Святого Духа


В 1676-87 годах звонницу Рождественского собора разобрали, а вместо нее с юго-запада построили шатровую колокольню. Рождественский собор многократно достраивался и изменялся. Так появление трапезной, примыкающей к Никольскому приделу, многие исследователи архитектурного наследия оценивают как не самое удачное решение, поскольку строение частично скрыло фасад храма.

Изображение монастыря из альбома Найденова, XIX век


В конце XVIII века с северной стороны была построена крытая паперть, в которой позднее, в 1814 году, появился придел Сошествия Святого Духа. Еще один придел во имя святителя Дмитрия Ростовского был обустроен в 1820 году в южной пристройке, однако позднее он был перенесен в храм Иоанна Златоуста.

В 1835 году колокольня собора настолько серьезно пострадала от удара молнии, что ее решено было разобрать.

Фото из книги Грабарь И.Э. «История русскаго искусства».М 1910-1913 


В 1878-79 годах в соборе были проведены довольно масштабные работы, в ходе которых были отреставрированы иконостасы, обновлены внутренние росписи. В это же время состоялся перенос усыпальницы князей Лобановых- Ростовских, которая ранее находилась в отдельном сооружении к востоку от собора. Усыпальницу надстроили вторым этажом, соединили переходом с Рождественским собором и разместили там ризницу.

Фото Алексея Паевского. Август 2023 года


Современным обликом Рождественский собор в немалой степени обязан стараниям архитектора Федора Шехтеля. Согласно разработанному Шехтелем плану, с западной стороны пристраивается паперть, выдержанная в архитектурном стиле XVII века. Пристройка объединила храм, трапезную и приделы.

Фото Алексея Паевского. Август 2023 года


Советский период нанес храму серьезный урон. После закрытия монастыря в 1921 году его здания разрушались и хаотично перестраивались под сиюминутные нужды предприятий. находившихся в них.

Только в 60-х годах XX столетия Рождественский собор признан выдающимся памятником архитектуры. Этот факт позволил начать реставрационные работы и вернуть храму прежний вид.

В 1991 году комплекс монастыря возвращен церкви. Сегодня Собор Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Сошествия Святого Духа является действующим храмом и находится под охраной государства как объект культурного наследия федерального значения.

Фото Алексея Паевского. Август 2023 года


Текст: Мария Буклаева

Следите за нашими публикациями во ВКонтактеТelegramОдноклассникахЖивом Журнале и Яндекс.Дзен

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *