Российские древности приглашают читателей в очередное путешествие к архитектурным сокровищам XVII века. Сегодня мы рассказываем про Благовещенский монастырь в Вязниках Владимирской области. Построенный в 1641 году, монастырь исключительно интересен не только историей своего появления, но и тем, что архитектура постройки сочетает в себе живописное узорочье и симметрию. Наша экспедиция посетила его, возвращаясь из большого августовского путешествия 2021 года по Уралу. И вот сейчас мы представляем вам рассказ об этом замечательном памятнике. 

Экспедиционный «Красный просвещенец» у входа в монастырь. Фото Алексея Паевского, август 2021 года.


Благовещенский женский монастырь в Вязниках представляет собой комплекс зданий, три из которых представляют большую историческую и культурную ценность:

  • Благовещенский собор (XVII век)
  • Надвратная церковь Всех Святых (XVIII век)
  • Келейный корпус (XVII -XIX веков)

«Привет из Вязников». Дореволюционная открытка


Своим возникновением обитель обязана явлению чудотворной иконы Божией Матери. Произошло это около 1623 года в Вязниковской слободе. 


Здесь нужно дать небольшое пояснение. Вязниковская слобода – это слобода при древнем городе Ярополче Залесском, изначально основанном в 1135-1138 годах братом Юрия Долгорукого Ярополком Владимировичем в 5 километрах от города Вязники. Этот город погиб во время монгольского нашествия. Жители сюда вернулись, но города уже не было. Однако Ярополча волость сохранилась, и город снова начал развиваться уже в XVII веке, у стен его образовалась Вязниковская слобода. Но новое возвышение Ярополча длилось недолго: 1 июня 1703 года он был полностью уничтожен страшным пожаром, и так и не сумел более подняться. Началось возвышение Вязников.

Городище Ярополча Залесского. Современный вид


Но вернемся к нашей иконе. Известно, что  эта чудотворная икона (список Казанской иконы Божией Матери) была написана неким старцем Иоакимом. Многие исследователи полагают, что старцем Иокаимом был преподобный Иоаким Шартомский. С момента явления первого чуда до 1703 года было засвидетельствовано около 270 исцелений.

Фото Алексея Паевского, август 2021 года


Чудотворная икона была освидетельствована в октябре 1623 года и сразу же приобрела широкую известность, привлекая паломников из ближних и дальних земель. В 1640 году с молитвой к иконе совершил паломничество царь Михаил Федорович. Именно тогда к царю обратился церковный староста Иван Мухин с прошением основать в слободе монашескую обитель. Так, с распоряжения государя, в 1641 году у подножия горы Венец был основан Благовещенский монастырь. 

Монастырь на дореволюционной фоторафии


Первоначальный монастырский комплекс возводился из дерева. Уже в 1643 году были построены Благовещенская церковь с приделами преподобных Михаила Малеина и Алексeя человека Божия и монашеские кельи. По окончании первоочередных работ монашеская община вновь обратилась к царю. В этот раз – с прощением пожаловать земельные угодья. В 1649 году прошение было удовлетворено и государь повелел передать монастырю богатое рыбой озеро Юхро с истоком Юхорцем. Годом позже, в 1650 году, монастырю были отписаны огороды вдоль речки Выдерки.

Собор с колокольней. Фото Алексея Паевского, август 2021 года.


К концу XVII века община благодаря покровительству царской семьи и управлению землями и имуществом, переданными во владение, обладала достаточными средствами, чтобы в 1682 году начать на территории монастыря строительство каменного храма. Двухэтажный каменный храм Благовещения Пресвятой Богородицы с колокольней и галереей был завершен уже через год. В то же время был построен каменный братский корпус.

Братский корпус. Современное состояние.


Новый собор, выполненный в характерных для XVII века, традициях сочетал в себе монументальность и величественность формы и изящество декоративных деталей.

Вот что пишет про стиль собора А.А. Тиц: «В нем отразилась борьба двух художественных концепций — середины XVII века, с ее безудержным стремлением к узорочью, и конца века, с тенденциями к геометрически строгой регулярности. Живописность и симметрия сосуществуют в этом памятнике, они уживаются и придают ему особое своеобразие. Асимметричная композиция всего комплекса с колокольней на северной стороне, галереей на западной и сильно выдвинутыми на восток апсидами уравновешивается спокойным объемом храма.»

Основной кубический объем завершался пятью главами на глухих барабанах. Два яруса апсид добавляли основательности в нижней части. На каждом фасаде храма по три ложные полукруглые закомары.

Северный фасад храма. Фото Алексея Паевского, август 2021 года.


Наличники. Фото Алексея Паевского, август 2021 года.

Оформление окон соответствует древнерусскому стилю – наличники из ряда каменных рам завершаются килевидными арками. Интересный необычный фриз в виде «звезд-ромбов» вписанных в квадраты (в одном описании написано «взаимосвязанные буквы «Ж») тянется вдоль трех сторон храма и отсутствует на северной. Такой же фриз в одну строку тянется в верхней части апсид собора. Интересно, что за тремя «двухэтажными» апсидами в центре на восток выдвинута еще одна, в «один этаж».

Южный фасад храма. Фото Алексея Паевского, август 2021 года.


Вид с востока. Фото Алексея Паевского, август 2021 года.


Исследователи обращают внимание, что такой фриз не был широко распространен и требовал чрезвычайного мастерства каменщика. Этот факт позволяет предположить, что в строительстве храма Благовещения в Вязниках принимали участие мастера, которые возводили два гороховецких храма – Сретенскую церковь и Благовещенский собор.

Секуляризационную реформу 1764 года монастырь пережил со значительной потерей государственных вкладов, но в отличие от многих других, он не был ликвидирован. Монастырь продолжил свое существование за счет оставшихся в его владении земель, но значительное сокращение имущества и финансирования сказалось в целом на благополучии обители. 

Апсида собора. Фото Алексея Паевского, август 2021 года.


Апсиды собора. Фото Алексея Паевского, август 2021 года.


Позже монастырь был обнесен каменной стеной с небольшими башенками, а в 1794 году на северной стороне над Святыми вратами построена церковь Всех Святых, небольшой одноглавый каменный храм с трапезной.

Всехсвятская надвратная церковь. Фото Алексея Паевского, август 2021 года.


Бурный XX век стал суровым испытанием как для общины, так и для монастырского комплекса, хотя в начале века – в 1912 году – келейный корпус успели перестроить и расширить. В 1916 году специальным указом Священного синода монастырь стал женской обителью, а его настоятельницей назначена игумения Серафима из Серапионово-Алексеевской общины.  Однако уже в 1920-е годы монастырь был закрыт. Монахини удалились в Серапионовскую пустынь, но позднее были арестованы, а игумения – отправлена в лагерную ссылку.

Колокольня храма. Фото Алексея Паевского, август 2021 года.


В 1930-е годы на территории опустевшего монастыря построен и открыт льняной техникум. Келейные корпуса были переданы в жилой фонд города, а каменная ограда полностью разобрана. Церкви монастырского комплекса (Благовещенский собор и Всехсвятская надвратная церковь) были переданы музею. Благовещенский собор ценой усилий сотрудников музея получил статус памятника архитектуры и только благодаря этому уцелел и сохранился в первозданном виде.

Общий вид комплекса храма и колокольни.


Лишь в 1990-е годы Благовещенский собор был возвращен Русской Православной церкви. А возрождение обители началось в 1999 году с благословения архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия.

Восточный фасад. Фото Алексея Паевского, август 2021 года.


Текст: Мария Буклаева при участии Алексея Паевского

Следите за нашими публикациями во ВКонтактеТelegramОдноклассникахЖивом Журнале и Яндекс.Дзен

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *