Во время археологических работ, предшествующих строительству нефтепровода на территории Краснодарского края, специалисты Института археологии РАН исследовали группу археологических памятников, попадающих в зону строительства нефтепровода. Масштабные исследования, проведенные на поселениях и курганах эпох энеолита, бронзы, раннего железного века и средневековья, позволили получить новые данные, характеризующие культуру человеческих сообществ, обитавших в степной зоне между Доном и Кубанью, начиная с V тысячелетия до н.э., и собрать большую коллекцию находок, среди которых – керамика, монеты, бытовые предметы и оружие.
Раскопки на такой большой площади – почти 7 гектаров – большая редкость для археологии. Чтобы провести их качественно и при этом уложиться в отведенные сроки, здесь сконцентрировали усилия четыре полевых отряда Института археологии РАН и два отряда местных археологических организаций: «Наследие Кубани» и «Кубаньархеология». Несмотря на то, что культурные напластования на многих участках полностью или частично разрушены в 1970-х годах при строительстве рисовых чеков, археологам удалось получить важные и информативные находки из слоев в прибрежной части, а также сохранившихся древних захоронений. Полученные данные позволят составить общее представление о времени заселения и последовательности смены археологических культур этого региона.
Северо-Кавказская экспедиция ИА РАН ведет раскопки в зоне строительства нефтепровода с сентября 2023 г. по заказу строительной организации АО «Черномортранснефть». Первоначальный проект предполагал, что трасса в пределах Краснодарского края затронет 67 археологических объектов, среди которых – древние поселения, курганные группы и бескурганные могильники. В результате дополнительного экспертного обследования, проведенного сотрудниками ИА РАН, в проектную документацию были внесены изменения, и на некоторых участках трассу проложили в обход археологических памятников.
В настоящее время работы археологические работы проведены на 12 памятниках, продолжается исследование самого масштабного из поселенческих памятников – селища Марьянское 1, который находится на правом берегу Кубани, возле станицы Марьянской.
От эпохи бронзы к античности
В ходе раскопок на поселении Марьянское 1 археологи обнаружили культурные слои нескольких эпох. Самые древние находки связаны с ямной или северокавказской археологическими культурами, представители которых расселились в степной и лесостепной зоне Восточной Европы в начале III тысячелетия до н. э. Это были культуры скотоводов-кочевников, оставивших в степях множество курганов, которые служили не только могильниками, но и своеобразными знаками, обозначавшими границы племенных или родовых территорий.
К числу древнейших относятся находки расколотого каменного сверленого топора и двух бронзовых ножей, один из которых типологически относится к ямной или северокавказской культуре. Культурные отложения этого времени на Марьянском поселении пока не выявлены, и, скорее всего, предмет происходит из более древнего кургана, разрушенного современной распашкой. Второй нож датируется 2-й половиной – концом II тысячелетия до н. э. В это время на берегу Кубани уже был поселок, существование которого подтверждают найденные фрагменты керамических сосудов позднего периода бронзового века.
Наиболее выразительные и многочисленные находки относятся к следующему историческому периоду – раннему железному веку, когда долину Кубани в нижнем и среднем течении и земли вдоль ее притоков занимали меотские племена, оставившие многочисленные укрепленные городища, поселки и обширные грунтовые могильники. О племенах, живших на восточном побережье Азовского моря и в степях между Доном и Кубанью, известно из описаний античных авторов, которые отмечали, что меоты занимались земледелием, разводили скот и вели торговлю как с античным миром, так и со скифами и сарматами.
На поселении найдены фрагменты привозной греческой посуды с расписными орнаментами, которая позволила установить точные датировки бытования поселения: период с VI по IV век до н. э. К числу редких находок относится кизикин – электровая монета, отчеканенная в Кизике, греческом городе на южном берегу Мраморного моря.
Кизикины служили платежным средством при крупных торговых операциях. Клады монет находят, хоть и нечасто, при раскопках греческих городов на черноморском побережье. Для меотских памятников это находка редкая и важная: она подтверждает свидетельства античных авторов о масштабных поставках зерна меотами в греческие колонии и далее, вплоть до материковой Греции. Еще одно свидетельство этой торговли – обломки греческих амфор, в которых на меотские земли доставлялась греческая продукция, прежде всего вино.
Жизнь на меотском поселении продолжалась и позже, в IV–I веках до н.э.: на это указывают находки меотской керамической посуды, к этому же периоду относится, скорее всего, и купольная печь с плоским подом, открытая в прибрежной части Марьянского поселения. Небольшие размеры и наличие только одной камеры указывают на то, что это печь использовалась в гончарном производстве, но не ремесленном, а домашнего масштаба.
Затем жизнь на поселении прервалась и возобновилась уже в средние века, когда в этих местах поселились представители салтово-маяцкой археологической культуры, памятники которой известны на обширной территории от Дона и Северского Донца до предгорий Кавказа.
Здесь зародились курганы
При изучении других памятников наиболее интересные результаты были получены при раскопках курганов на правом берегу реки Челбас (Тихорецкий район).
Археологи исследовали четыре кургана, три из которых были созданы в эпоху медного века (энеолита) или в самом начале раннего периода эпохи бронзы. Погребенные в них люди были уложены в скорченном положении на спине, при этом подогнутые ноги установлены коленями кверху, а дно могилы и останки погребенных были густо посыпаны охрой. Рядом с останками археологи обнаружили изделия из высококачественного, явно привозного кремня. Такие погребения, достаточно редкие, известны на огромной территории, простирающейся от Волги до среднего течения Дуная и озера Балатон в Центральной Европе. Предполагается, что эти захоронения оставлены самыми первыми строителями курганов. Находки в Челбасских курганах расширяют территорию этих памятников и подтверждают версию, что именно здесь, в Предкавказье, зародилась многовековая традиция возведения курганов.
В степных районах между Доном и Кубанью количество изученных памятников намного меньше исследованных курганных групп в долинах этих рек и в прибрежной полосе Азовского моря. Историческая наука располагает весьма скромной информацией о том, какие племена и народности обитали в этой части степной зоны, как выглядело их взаимодействие с населением соседних и дальних территорий и к какой эпохе относится возведение древнейших курганов в верховьях небольших степных рек. Новые данные, полученные при раскопках Челбасских курганов, позволят восполнить этот пробел.
Более поздние захоронения в тех же курганах, так называемые «впускные», относятся к другим периодам эпохи бронзы и совершены другими скотоводческими племенами, принадлежавшими к ямной и катакомбной культурам III тысячелетия до н.э. Для них характерна другая форма погребального обряда: умерших хоронили в скорченном положении, но не на спине, а на боку, редко окрашивали охрой. Во взрослых и детских погребениях этого времени археологи нашли украшения: низки мелких бронзовых бус, в одном из захоронений – подвески из просверленных зубов марала. Среди керамической посуды особо выделяются «реповидные» тарные сосуды, предназначавшиеся для хранения и транспортировки зерна или круп. Такие сосуды имели особую ценность, так как у племен степных скотоводов не было земледелия.
Сейчас археологические исследования продолжаются, а собранные находки передают специалистам для реставрации и дальнейшего изучения.
Текст: Институт археологии РАН
Следите за нашими публикациями во ВКонтакте, Тelegram, Одноклассниках, Живом Журнале и Яндекс.Дзен