Сегодня наш портал возвращается к рубрике «Древности СССР», в которой мы рассказываем о памятниках древности государств-бывших республик Советского Союза. Мы считаем это правильным, ведь границы культур и их взаимное влияние далеко не всегда коррелируют с государственными границами ХХI века. И сегодня мы с вами отправимся в Узбекистан, в бывшую столицу совсем другого государства – Бухарского ханства, Бухару. Там, в Центральном парке, сменившем за время своего существования несколько названий, расположился один из самых древних памятников среднеазиатского исламского зодчества: мавзолей Саманидов. Кстати, он расположен недалеко от той древности СССР, о которой мы уже писали: мавзолея Чашма-Айюб.
Сейчас этот парк носит имя Саманидов – по имени потомков основателя государства Абу Ибрахима Исмаила ибн Ахмада Самани, он же просто Исмаил Самани (849-907). Раньше парк носил имя С.М. Кирова, а до того там располагался действующий некрополь вперемешку с заброшенными захоронениями. Удивительно, но до второго десятилетия (!) ХХ века мавзолей не попадал в поле зрения науки.
Кладбище в районе мавзолея, фото 1930-х годов
Исмаил Самани и его мавзолей на таджикской купюре
Как пишет автор монографии о памятнике, известный архитектор и историк архитектуры Митхат Булатов (1907-2004, к слову, – уроженец Тобольского уезда Российской империи, где жили выходцы из Бухары – и автор стадиона «Пахтакор» в Ташкенте), «путешественники и иследователи XVIII и XIX веков, попадавшие в пределы Бухарского ханства, совершенно не упоминают мавзолея Саманидов, хотя и останавливают внимание на многих памятниках, встречавшихся на маршруте». При этом путеводители начала ХХ века пишут, что в Бухаре «зданий особенной древности нет…».
Снимок Надара
Тем не менее, один снимок мавзолея XIX века до нас дошел: в 1890 году знаменитый фотограф Поль Надар проехал по Бухаре и Самарканду и сделал много снимков, на одном из которых мы видим и мавзолей. Кстати, в Бухаре эмир подарил знаменитому французу лошадь, в связи с чем мы можем видеть «селфи» Надара в Бухаре. Конное.
Надар на подаренном эмиром коне
Но вернемся к мавзолею. Только в 1911 году путешественник и историк Оле Олуфсен в своей книге The emir of Bokhara and his country. Journeys and studies in Bokhara (ее, кстати, можно скачать) дает краткое описание (и одну фото части фасада) мавзолея, датируя его временем Исмаила Самани. Затем уже в 1916 году в газете «Туркестанский курьер» мавзолей датируется Х веком и описывается как «укрепленный замок».
Фото из книги Оле Олуфсена
До 1926 года датировка памятника и его связь с Исмаилом Самани основывались только на народном предании. А в 1926 году один из первых узбекских профессоров Муса Саиджанов сумел доказать три факта, опираясь на вакуфную грамоту (вакуф-намэ, книга-документ права собственности) и родословную Саманидов:
Мавзолей и некрополь. Фото 1930-х годов
во-первых, мавзолей – действительно фамильная усыпальница Саманидов,
во-вторых, его местоположение подтверждается документально,
в-третьих, его построил сам Исмаил Самани для своего отца Эмира Ахмада ибн Сасада, посему постройка датируется IX веком, а точнее – около 865 года.
Фото Снежаны Шабановой, 2007 год
Труд исследователя, жизнь которого трагически оборвалась в 1937 году, называется «Город Бухара и его старинные здания». В 2005 году эта книга была переведена на русский и сейчас доступна онлайн.
Фото Снежаны Шабановой, 2007 год
Раскопки, которые в те же годы провел в мавзолее археолог Василий Вяткин (более всего известный тем, что нашел и раскопал остатки обсерватории Улугбека в Самарканде) показали, что могила самого Исмаила Самани находится не в центре мавзолея, а сбоку, у самого входа: к моменту смерти основателя мощного государства, почти все пространство мавзолея уже было заполнено. В 1937 году при расчистке фасада от ремонтной штукатурки над восточным входом реставраторы нашли прибитую гвоздями к перемычке проема деревянную арочную доску с надписью куфическим шрифтом «Наср-ибн Ахмад ибн Исмаил», что говорит о том, что в мавзолее захоронен и внук Исмаила, Наср, правивший с 914 по 943 годы.
Доска с надписью
Мавзолей – первая постройка в Бухаре, возведенная из обожженого кирпича, представляющая собой куб, перекрытый полусферическим большим куполом и четырьмя маленькими куполами по углам. Размеры памятника – 10,8х10,8 метра, высота – 15 метров, толщина стен – 1,8 метра.
Свод мавзолея
Малый купол мавзолея. Фото Алексея Паевского, 2010 год
О происхождении форм одного из первых мавзолеев в Средней Азии споры ведутся до сих пор. Еще с 30-х годов прошлого века их ищут в памятниках древней буддийской архитектуры Афганистана и Туркестана, в ахеменидских «храмах огня», в эллинистических памятниках Востока и в раннесредневековых павильонах-кешках.
Фото Алексея Паевского, 2010 год
Митхат Булатов предлагает поискать корни в астральных доисламских храмах, посвященных планетам, о которых сообщают ранние исламские авторы. Он предлагает обратить внимание и на сообщение Шамс-ад-дина ибн Абу Талеба Димешки о храме Первопричины сабейцев, имеющем формы полушария. А вот Шамсиддин Камолидин в своей работе 2009 года показывает, что предки Саманидов имели буддийско-манихейское происхожение, говоря, что «общая планировка мавзолея при «взгляде» сверху является точным воспроизведением буддийско-манихейской мандалы, приводя к мандалам и узоры на самом мавзолее.
Фото Снежаны Шабановой, 2007 год
Так или иначе, отреставрированный в 1937-1939 году мавзолей в облагороженном парке сейчас представляет собой настоящий шедевр мировой архитектуры, «внезапно» возникший в самом сердце Азии.
Мавзолей на почтовой марке Узбекистана
Текст: Алексей Паевский
Следите за нашими публикациями во ВКонтакте, Тelegram, Одноклассниках, Живом Журнале и Яндекс.Дзен
Литература:
Olufsen O. The emir of Bokhara and his country. Journeys and studies in Bokhara. London, 1911
М.С. Булатов. Мавзолей Саманидов – жемчужина архитектуры Средней Азии. Ташкент, 1976
Шамсиддин Камолидин. Символика Саманидов // Asiatica. Труды по философии и культурам Востока. Вып. 3 / Отв. ред. С.Пахомов. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-тета, 2009. С. 49 – 60.
Саиджанов М.Ю. Город Бухара и его старинные здания. «Маориф ва укитувчи», 1927, № 9-10