Некрополь XII–XVIII веков обнаружили специалисты Института археологии РАН при обследовании культурного слоя под Успенской церковью в Кондопоге (Карелия). Церковь XVIII века, памятник деревянного зодчества и одна из самых высоких деревянных церквей на Русском Севере, была полностью уничтожена в 2018 году в пожаре. Первоначальные археологические работы предполагали исследование архитектурных остатков храма перед началом восстановительных работ, но, после того, как археологи обнаружили большое количество погребений, цель исследований изменилась, и вместо локальных спасательных работ начались полноценные научные раскопки. Исследования открыли самый крупный в Онежском крае средневековый некрополь, не поврежденный позднейшим строительством. Хорошая сохранность останков, редкая для Севера с его песчаными почвами, позволила антропологам провести исследования и создать первую трехмерную реконструкцию внешности средневекового человека из региона Онежского озера.

Успенская церковь до пожара


Успенская церковь, один из самых выдающихся и известных в России памятников деревянного зодчества, была построена в 1774 году на самом краю мыса, впадающего в Онежское озеро. Строение находилось на месте предшествующих церквей: первые известия об Успенской церкви в Кондопоге содержатся в писцовой книге 1563 года.

 В XIX веке рядом с храмом были построены зимняя церковь и колокольня, вокруг церкви находился погост, окруженный валунной оградой. Здание церкви состояло из основного сруба, алтаря и трапезной и имело очень высокий подклет. Основной сруб храма представлял собой стройный четверик, переходящий в восьмерик и завершающийся шатром. Храм избежал переделок, которым массово подвергались деревянные церкви в конце XIX  начале ХХ века. Его стены не были обшиты, оконные и дверные проемы не растесывались, кровли остались деревянными. В 1948 году Успенская церковь была отреставрирована. Художественное исполнение и необычайная высота в 42 метра выделяли Успенскую церковь Кондопоги из общего ряда шатровых деревянных храмов, строившихся вдоль берегов Онежского озера и реки Свирь в XVIIXVIII веках. 

Слева: Успенская церковь до пожара. В центре: Успенская церковь, фотография XIХ века. Справа: Остатки Успенской церкви после пожара


В августе 2018 года крыльцо церкви облили бензином и подожгли. Огонь быстро распространился, и, несмотря на то, что пожарные прибыли через 8 минут после возгорания, храм был уничтожен. Здание выгорело и обрушилось, и от строения остались лишь части сгоревших бревен и некоторые кованные металлические элементы: решетки окон, затворы, детали дверей и окон.

 По заказу Министерства культуры Российской Федерации был разработал проект реставрации сгоревшей церкви. Cейчас сруб «собирают» в Кирове, а затем перевезут в Карелию. В 2019, а затем в 2022 году археологи начали поиск архитектурных следов более раннего храма. При подготовке к восстановительным работам на участке будущего строительства был выявлен археологический культурный слой, к изучению которого в 2023 году приступил отряд Института археологии РАН. 

Перед началом работ


Еще до начала земляных работ в обнажениях культурного слоя археологи находили черепа, кости конечностей, части погребальных ям со следами истлевших гробовин. Сначала предполагалось, что это следы позднейшего некрополя. Но уже в ходе раскопок стало понятно, что часть из захоронений относится к XII–XVII векам, и что погребения уходят под архитектурный участок и выходят за пределы фундамента. Это обстоятельство заставило изменить вектор запланированного исследования с локальных спасательных наблюдений на полноценные научные раскопки могильника. 

 Площадь археологического раскопа увеличили почти вдвое, так как множество погребений попадало в стенки раскопа. Всего было найдено 66 погребений. По предварительным данным, 58,3% погребенных составляют мужчины, 41,7 % – женщины. Выборка также показывает высокий процент детской (младенческой) смертности – порядка 70 %.

Погребение в колоде


Среди погребений наиболее интересную часть представляют захоронения XII–XV веков, которые в настоящий момент являются самыми древними погребениями, обнаруженными на территории Олонецкой Карелии. Все погребения этого времени принадлежат взрослым индивидам. Археологи обнаружили в захоронениях личные вещи, которые позволили определить датировку: фибулы, ножи, остатки одежды. Судя по погребальному обряду и непрерывности могильника, население этих мест уже в это время было знакомо с христианскими традициями.  

Находки из погребений XII – XIII веков: бронзовая фибула, железный нож


В погребениях XIII–XV веков были захоронены как взрослые, так и дети. Археологи определили датировку погребений по найденным серьгам-одинцам с подвесками из янтарных бусин и многобусинным височным подвескам. Подвески такого типа были широко распространены, в частности, в Новгородской земле и в самом Новгороде. Аналогичные височные подвески в большом количестве найдены в погребениях могильника Кюлялахти Калмистомяки: вероятно, они были распространенной деталью женского костюма.

 Погребения XV – первой половины XVI века характеризуются хорошей сохранностью костей и обладают переходными чертами: погребальный костюм уже не содержит «этнографические» детали, но зато здесь найдены предметы, указывающие на принадлежность к христианству: вероятно, это связано с появлением полноценного комплекса церковных обрядов. Именно на этот период приходятся первые упоминания Кондопоги в письменных источниках, увеличивается численность городского населения. В погребениях были найдены останки взрослых мужчин и женщин, детей разных возрастов, а также найдены младенческие захоронения в свертках из двух полотен бересты, обернутых вокруг тела.  

Погребения XVII – начала XVIII века сформированы в основном младенческими захоронениями. Они отличаются разнообразием форм погребальных конструкций: это и берестяные свертки, и долбленые колоды, и дощатые гробы. При исследовании содержимого берестяных свертков археологи обнаружили большое количество сохранившейся органики: текстиля, кератиновых остатков. По словам антропологов, останки отличаются очень хорошей сохранностью и представляются перспективными для дальнейших исследований, которые позволят пролить свет на условия жизни, состояние здоровья, рацион и физические нагрузки средневековых жителей. 

 Некрополь Успенской церкви представляет собой хронологически непрерывную культурную и антропологическую базу по истории населения региона, начиная с XII века и почти до современности. Полный хронологический срез погребений позволит увидеть, как изменялась погребальная обрядность на протяжении веков и проследить динамику процессов христианизации этого региона.

Находки из погребений XV-XVI веков: икона литая прямоугольная “Благовещение”, икона округлая литая “Богоматерь Одигитрия с избранными святыми Николой и Власием


Погребения под Успенской церковью – это первый средневековый некрополь Русского Севера, выявленный на «церковном месте», под деревянной церковной постройкой Нового времени. Ранее на огромных территориях в бассейне Онежского озера археологам было известно лишь несколько могильников и одиночных погребений X–XIII веков. Это можно объяснить, с одной стороны, невысокой плотностью населения в этой части Севера вплоть до XIV века, и, с другой стороны, сложностью поиска погребальных памятников, не отмеченных надмогильными сооружениями и не имеющих внешних признаков на современной поверхности. Некрополь, обнаруженный под сгоревшим храмом, свидетельствует, что этот участок использовался для захоронений, возможно, со второй половины XII века. Очевидно, он изначально был приурочен к находившимся рядом церковным постройкам, остатки которых не дошли до нас или могут быть выявлены будущими раскопками. Эта находка стала неожиданной для археологов. Исследование некрополя раскрывает ранее неизвестную предысторию одного из прионежских приходов, преемственность в расселении и в размещении местных сакральных центров на протяжении восьми столетий.

«Общий характер погребений с немногочисленными металлическими украшениями костюма и отдельными бытовыми вещами соответствует нормам погребального обряда средневекового населения Севера, принявшего крещение. Металлические украшения, найденные в женских погребениях: многобусинные височные кольца, подковообразные и кольцевидные пластинчатые застежки-фибулы, дротовые браслеты – имели широкое распространение на Северо-Западе Руси и в восточной части Балтийского региона, в прибалтийско-финской среде и в древнерусских городах. Появление этих украшений в Кондопоге отражает культурные импульсы или продвижение населения с запада, из северо-западных новгородских земель. Возможно, они связаны с продвижением на Онежское озеро карел, расселение которых первоначально было ограничено территорией Северо-Западного Приладожья и Карельского перешейка. Однако специфических украшений, характерных для летописной корелы, в Кондопоге пока не найдено. Продолжение раскопок может прояснить этнический облик погребенных и уточнить время становления Кондопоги как одного из центров средневекового расселения на Онежском озере», – отметил директор Института археологии РАН академик Николай Макаров

Скульптурная реконструкция лица мужчины 30–39 лет. Внешняя атрибутика скульптуры: прическа, одежда воссоздана на основании фотоснимков карел XIX–XX веков и письменных источников. Автор: научный сотрудник ИА РАН И. Решетова


Текст: ИА РАН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *