Печати, скреплявшие официальные документы, – важнейшая категория археологических находок, связанных со сферой властных отношений и организации светского и церковного управления в средневековой Руси, и едва ли не единственная группа артефактов, для которых может быть установлена их персональная принадлежность конкретным историческим лицам. В Новгороде и Пскове при археологических раскопках собраны сотни актовых печатей, но в большинстве других древнерусских городов их находки немногочисленны. В Суздале за все время его археологического изучения найдены лишь 4 свинцовые печати. Недавние раскопки пополнили эту коллекцию двумя новыми буллами.

Печать с изображением св. Георгия  и княжеским знаком


Одна из них – печать с погрудным изображением св. Георгия и княжеским знаком. Святой на лицевой стороне изображен с копьем и щитом, с точечным нимбом вокруг головы, по сторонам головы колончатая надпись ГЕ ОР. На оборотной стороне печати помещен княжеский знак: двузубец прямоугольных очертаний, с коротким прямым выступом в основании и зубцами, концы которых отогнуты в разные стороны. На одной из сторон двузубца отрог, обращенный внутрь. Печать найдена на юго-восточной окраине Суздаля, на участке, находившемся с внешней стороны укреплений Окольного города. Спасательными раскопками здесь вскрыт небольшой (около 130 кв. м) участок со средневековым культурным слоем, содержавшим керамику и вещевые находки XII–XIII вв. и более позднего времени.

Помимо обычных бытовых вещей и украшений (ножи, замки, ключи, шиферные пряслица, фрагмент котла, гребень, металлический и стеклянные браслеты) из этих культурных отложений происходят 5 свинцовых пломб с буквенными знаками и изображениями святых, ювелирная матрица, выплеск цветного металла, книжная застежка с литейным браком и крест-тельник редкого типа. В пределах раскопа  не выявлены следы средневековых  построек или частоколов, разделявших городские дворовладения. Очевидно, раскопками был вскрыт участок усадьбы XII – первой половины XIII в., не занятый постройками. Судя по отсутствию среди находок хроноиндикаторов первой четверти XII в., в самом начале этого столетия участок оставался еще неосвоенным. Присутствие здесь пломб, использовавшихся для опечатывания товаров, книжной застежки и предметов, связанных с ювелирным производством, может указывать на нерядовой статус дворовладений.  Это уже не первый случай выявления редких, «статусных» предметов XII–XIII вв. на окраинах города. Можно полагать, что усадьбы знати размещались в Суздале на различных участках, в том числе и за городскими валами.

Двузубец с отрогом, обращенным внутрь, на левом зубце, –  одна из разновидностей «знаков Рюриковичей» – персональной княжеской тамги, различные варианты которой принадлежали различным представителям рода Рюриковичей. Персональная принадлежность двузубца таких начертаний, в отличие от многих других вариантов, надежно установлена. Это знак Юрия Владимировича Долгорукого, князя, разместившего свой двор в Суздале и на полстолетия сделавшего этот город политическим центром Северо-Восточной Руси.

Двузубцы с отрогом на левом зубце ранее были известны  на печатях, на лицевой стороне  которых находилось изображения святого Георгия в рост, с копьем в правой руке и левой рукой, опирающейся на щит. Георгий – святой патрон Юрия Владимировича. Одна из печатей с изображением Георгия в рост и двузубцем была найдена Суздальской экспедицией ИА РАН в 2023 г. на селище Спасское Городище 7 под Суздалем. Новая находка из Суздаля показывает, что документы, выходившие из канцелярии Юрия Владимировича, могли скрепляться и печатью другого типа, с поясным изображением небесного покровителя князя. Очевидно, тип печати с поясным изображением Георгия использовался в делопроизводстве в позднейший период его княжения в Суздальской земле.

Суздальская печать стала восьмой из зарегистрированных к настоящему времени печатей, оттиснутых этой парой матриц. География их находок широка. Впервые такая печать была опубликована (без точной атрибуции) в 1 томе серии «Актовые печати Древней Руси X–XV вв.». Она происходит из Новгорода. Четыре печати происходят с территории Южной Руси (одна с территории Киевской области, одна с территории Черниговской области), еще две – с территории Северо-Восточной Руси, по сведениям находчиков из Белоозера, и Ярополча). Все эти находки археологически не документированы. Атрибуция печатей с поясным изображением Георгия и двузубцем с отрогом на левом зубце как булл Юрия Владимировича Долгорукого была предложена Саввой Михеевым. Общая картина пространственного распространение печатей (насколько она может быть восстановлена по информации находчиков) и появление достоверно документированной буллы этого типа в Суздале хорошо согласуются с предложенной атрибуцией.

Печать с изображением Богоматери Оранты и греческой благопожелательной надписью


Вторая печать несет на лицевой стороне поясное изображение Богоматери Оранты, на обороте трехстрочную греческую надпись. Богоматерь изображена с воздетыми и разведенными в сторону руками с раскинутыми ладонями, в мафории, закрывающем голову и плечи. Концы мафория скрещиваются на плечах, на голове и плечах он украшен звездами, показанными в виде жемчужин. Справа у головы буква Р – часть надписи «ΜΡ ΘΥ». Надпись на обороте в русском  переводе «Богородица, помоги рабу твоему Григорию нотарю». Вокруг изображения и надписи на обеих сторонах печати точечный ободок. По оформлению подобные византийские печати датируются XI в.

Спасательные раскопки на одном из участков, где планируется расширение современной застройки, в Суздале


Печать найдена в июне 2024 г. при археологических наблюдениях в северной части суздальского кремля, в Кремлевском парке, в 100 м к северо-востоку от собора Рождества Богородицы, постройки 1222–1224 гг., сменившей древнейший храм, возведенный по заказу Владимира Мономаха на рубеже XI–XII вв. Печать происходит из переотложенного гумусированного слоя, залегавшего на небольшой глубине (0,2–0,5 м), представляющего собой выброс средневековых отложений, перемещенный в верхнюю часть культурного слоя. Из этого же слоя происходит ряд других средневековых предметов, в том числе створка бронзового энколпиона, фрагмент бронзовой булавы с рельефным декором и фрагмент колта: пластина с декором, выполненным в технике перегородчатой эмали с позолотой. Эти редкие находки, связанные с обиходом знати,  указывают на местоположение в этой части Кремля нерядовых усадеб, культурный слой которых был поврежден при проводившихся здесь ранее земляных работах.

Печати Григория нотаря – редкий тип средневекового моливдовула, вместе с новой суздальской находкой их зарегистрировано всего двенадцать. Пять таких печатей происходит с территории Южной Руси (три из Среднего Поднепровья, одна с Волыни), две из западнорусских земель (окрестности Орши), две из центральной части Ростово-Суздальской земли, одна из района Белоозера, одна из района Верхней Волги (окрестности Торжка). Точное место находки ранее было документировано лишь для одной такой печати, обнаруженной при раскопках городища Хотов под Киевом, остальные были собраны в результате несанкционированных поисков и находятся в частных коллекциях. Печать Григория нотаря из городища Хотов первоначально была атрибутирована как булла неизвестного тмутараканского епископа, однако с накоплением новых материалов от этой атрибуции пришлось отказаться.

Печати нотарей хорошо известны в византийской сфрагистике. В Византийской империи нотариусы – нотари или табуллярии – оформляли различные документы: по купле-продаже, завещания, дарственные, брачные обязательства и пр. Они находились в ведении эпарха (гражданского и военного правителя провинции) и были организованы в корпорации. О существовании специальных должностных лиц, занимавшихся оформлением таких документов в домонгольской Руси, ничего не известно. Однако наличие большого официального делопроизводства, отражением которого являются многочисленные находки печатей, позволяет полагать, что эта сфера деятельности требовала особых профессиональных знаний  и находилась в ведении особых дьяков, связанных с княжескими и церковными канцеляриями. Судя по широкой географии находок печатей нотаря Григория, можно предположить, что он находился на службе у крупного церковного иерарха (киевского митрополита?) или великого князя. Присутствие на лицевой стороне печати изображения Богоматери Оранты в древнерусской сфрагистике указывает на принадлежность ее владельца к церковной иерархии, однако в Византии это изображение обычно и для оформления печатей светских лиц. Очевидно, Григорий – выходец из Византии. Но ошибки в греческом тексте на обороте буллы из Суздаля и угадывающийся общий непрофессионализм мастера-торевта, указывают на то, что матрица для ее оттискивания была изготовлена на Руси.

Сфрагистические находки постепенно расширяют наши знания о социально-политической истории Суздаля и средневековой Руси в целом. Находка печати с поясным изображением Георгия и двузубцем с отрогом на левом зубце подкрепляет предложенную ранее атрибуцию этих печатей как моливдовулов Юрия Долгорукого. Известно, что Юрий Владимирович перенес центр княжеского управления землями Северо-Восточной Руси  в Суздаль, но до недавнего времени его присутствие здесь не было отражено сфрагистическими материалами. Находка печати с изображением Георгия из Суздаля, вместе с печатью, обнаруженной год назад на селище Спасское Городище 7, – возможные археологические следы присутствия Юрия на суздальском столе и издания в княжеской канцелярии документов, связанных с управлением Суздальской землей. Печать нотаря  Григория относится к более раннему и еще менее известному периоду суздальской истории, времени Владимира Мономаха. Принимая во внимание место находки, можно предположить, что появление документа, скрепленного этой печатью, связано со строительством первого каменного собора или его материальным обеспечением. Это пока древнейшая булла в небольшом собрании суздальской сфрагистики.

Предметы, найденные при археологических наблюдениях на территории кремлевского парка в Суздале. Булава и фрагмент колта с эмалевым декором


Обе печати – неожиданные находки. Они получены в результате спасательных раскопок на участках современного строительства и благоустройства, где трудно было прогнозировать хорошую сохранность культурного слоя и присутствие ярких, значимых в историческом отношении средневековых артефактов. Они демонстрируют эффективность действующей системы организации спасательных раскопок в Суздале и других древних городах, значение ее как важного источника новых материалов по истории средневековой Руси.


Текст: Н.А. Макаров, П.Г. Гайдуков, С.И. Милованов, ИА РАН

Следите за нашими публикациями во ВКонтактеТelegramОдноклассникахЖивом Журнале и Яндекс.Дзен

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *