В этом августе «Российские древности» совершили очередное, уже пятое по счету большое путешествие, и в этот раз мы снова посетили Кировскую область. Сегодня мы расскажем об интересном памятнике архитектуры XVIII – Церкви Спаса Всемилостивого в селе Вяз Кирово-Чепецкого района. Этот храм сегодня является одним из самых интересных (и самых нетипичных) образчиков малоизученного вятского барокко, стиля, который вобрал в себя характерные элементы русского узорочья, московского и петровского барокко.

Храм Спаса в 1912 году


Село Вяз было основано в 1695 году и его происхождение связано с любопытной легендой. Так Известия Императорской Археологической Комиссии (Выпуск 44, 1912) упоминают о предании, согласно которому село обзавелось церковью после чудесного явления лика Спасителя на огромном вязе. В тот же год жители получили от архиепископа Вятского Ионы (Баранова) храмозданную грамоту. Так в селе появилась первая деревянная Спасская церковь. Сохранившихся свидетельств об облике первой церкви нет.

Вид с севера. Фото Алексея Паевского, август 2024 года


Указ о возведении новой деревянной Спасской церкви от 21 октября 1764 года за № 1513 обозначил новый этап в истории храма. Спасская церковь с приделом в честь новоявленного святого Димитрия Ростовского была построена в 1766 году, но в 1779-м перевезена на Ахтырское кладбище из-за строительства нового каменного храма во имя Нерукотворённого образа Спасителя в Вязу. Именно его мы можем видеть сегодня.

Вид с юго-востока. Фото Снежаны Шабановой, август 2024 года


Строилась каменная двупрестольная церковь в период  с 1773 по 1777 годы на средства приходского крестьянина Ивана Леонтьевича Санникова и других прихожан. Основной объем – одноглавый двухэтажный четверик с небольшой трапезной соединен со столпообразной колокольней, сложное многомаршевое крыльцо представляет и сегодня особый интерес для исследователей. Нижний «теплый» храм освящен в честь Святителя Дмитрия, верхний «холодный» – в честь Всемилостивого Спаса. Любопытно, что охранная табличка на памятнике указывает на год постройки второй деревянной церкви, а не каменной. 

Охранная табличка. Фото Алексея Паевского, август 2024 года


Основным строительным материалом являлся глиняный кирпич. Для декорирования фасадов использовался кирпич лекальный. Композиция и оформление храма сочетает в себе характерные черты барокко и классицизма Исследователи отмечают сильное влияние Устюжской школы зодчества, что довольно необычно. В целом архитектура сооружения соответствует классическим канонам: притвор, трапезная, главная часть и алтарь. Обращает на себя внимание вход в храм, который представляет собой асимметрично выдвинутое крыльцо с арочными проемами. Решение, нехарактерное для вятских храмов.

Фото Алексея Паевского, август 2024 года


Вид с юго-запада. Фото Алексея Паевского, август 2024 года


Лестница в крытой галерее ведет на второй этаж. Нельзя не упомянуть о затейливости декоративного оформления: здесь и профилированные наличники, и пилястры, и раскрепованные карнизы.

Элемент декора. Фото Снежаны Шабановой, август 2024 года


Элемент декора. Фото Алексея Паевского, август 2024 года


Оформление крыльца. Фото Алексея Паевского, август 2024 года


Элемент декора. Фото Алексея Паевского, август 2024 года


Внешнее убранство церкви изобилует деталями, которые вместе с архитектурной конструкцией формирует величественный нарядный облик. Трехярусный четверик основного объема декорирован пилястрами на углах и в центре фасадов. Карнизы с раскреповкой в местах примыкания пилястр формируют деление на ярусы. Отделка верхнего яруса включает балюстраду с колонной посередине. Обращает на себя внимание и изящное оформление окон бровками и колонками. Сложной формы купол несет два световых восьмерика с завершением в виде восьмигранной главки.

Купол. Фото Алексея Паевского, август 2024 года


Пятигранная алтарная часть церкви и трапезная имеют два яруса Столпообразная колокольня состоит из двухярусного четверика и трех восьмериков с завершением в виде восьмигранного купола. 

Вид с юга. Фото Алексея Паевского, август 2024 года


Из сохранившихся документальных источников известно, что приход насчитывал 992 мужчины и 1168 женщин и включал 26 деревень и починков. Служившие при храме священник и пономарь жалования не получали, жили, возделывая церковную землю, а также за счет платы за исполнение треб.

Крест на кладбище у храма. Фото Снежаны Шабановой, август 2024 года


Императорская археологическая комиссия, проводившая замеры в начале XIX столетия зафиксировала хорошую сохранность памятника и исключительную его интересность:

Холодный храм устроен внутри крестообразно. Своды котловые в виде круговой дуги. Посреди церкви поставлены 2 четырехгранных столба. Сохранились слюдяные окна. Алтарь с одним полукружием. Теплый храм помещается в нижнем этаже, престол в нем в честь св. Димитрия Ростовского. В нем такие же своды и столбы. Стены первоначальные, сплошной кладки из продолговатого кирпича. На углах церкви и между полукружиями алтарей поставлены полуколонки, спущенные на полки; между окнами полуколонки, опирающиеся на подставки. Кровля двускатная, глава одна. В иконостасе верхнего храма все иконы старого письма и сохраняются в первоначальном виде. В церкви местночтимая икона Спасителя. Стены холодного храма расписаны живописью. Колокольня каменная в виде круглой восьмигранной башни. В церкви имеется серебряный крест с финифтяными изображениями.*

Источник

Вид с востока. Фото Алексея Паевского, август 2024 года


Богатый на события XX век едва не обернулся к полным разрушением Спасского храма. Гонения на церковь в советский период часто сопровождались разграблением и уничтожением церковного имущества и построек. Храм в Вязу исключением не стал. В 1938 году он был закрыт и разорен: кресты спилены, иконостас сломан, колокола разбиты, ограда разобрана. Далее, в разные годы помещения использовались под различные нужды. Так в послевоенный период здесь жили немецкие военнопленные. Нижний этаж также использовался как хранилище удобрений и сельхозтехники.

Интерьер храма


К началу 21 века храм представлял собой печальное зрелище: разруха и разорение, надписи поверх проступающих на стенах фресок, обрушившиеся своды. Силами местной православной общины началось поэтапное возрождение церкви. По мере восстановления были возобновлены богослужения. В 2009 году с воссоздания прихода в честь Спаса Всемилостивого начался новый период в истории замечательного архитектурного памятника.

Сегодня в селе осталось лишь несколько жилых домов. Однако реставрация храма поэтапно продолжается. В 2014 церковь обрела новый крест и шпиль. В 2017 на колокольную звонницу были подняты колокола. Приведен в порядок нижний придел. Предстоит большая работа по реставрации и восстановлению верхнего придела и сохранившихся фресок.

Текст: Мария Буклаева

Следите за нашими публикациями во ВКонтактеТelegramОдноклассникахЖивом Журнале и Яндекс.Дзен

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *