Помимо рубрики «Старое фото», где мы публикуем изображения древностей, сделанные десятилетия или века назад, а точнее – в ее рамках, мы, конечно же будем рассказывать и о тех памятниках, которых больше нет с нами. И начнем мы наш рассказ с изображений (фотографий, рисунках и чертежах) храма, которого уже более восьми десятков лет нет в Московском Кремле. 

До 1 мая 1933 года в Кремле стояло низкое, протяженное приземистое здание храма, как будто вросшее в землю. По легенде, Сталин, проезжая по территории Кремля, увидел валяющуюся рядом кучу дров и бросил: «убрать». Что именно убрать, уточнить не решились и убрали дрова, одновременно снеся храм. Конечно, это только легенда, но факт остается фактом: несмотря на протесты знаменитого Петра Барановского, один из древнейших храмов Москвы перестал существовать. 

Храм Спаса на Бору (справа). Акварель Кваренги

Правда, в  предыдущем предложении нужно сделать важнейшую оговорку. Дело в том, что сам термин «храм» имеет два значение. Одно – архитектурное: конкретная = постройка религиозного назначения, другое – церковно-юридическое понятие, престол, который может переноситься из здания  в здание. 


На акварели Ф. Я. Алексеева

Вот что пишет о Спасе на Бору первый том фундаментального издания «Памятники архитектуры Москвы»:

«Полагают, что самый древний деревянный его предшественник появился в конце XIII века. Построенный при Иване Калите (1330)белокаменный собор Спаса (тогда центр одноименного монастыря), включенный затем в состав Великокняжеского двора, перестраивался в 1527 году и после пожара 1554 года. К концу XVIIIвека храм обветшал, был разобран и вновь сложен из кирпича под наблюдением Матвея Казакова в формах XVI века и с учетом изменений, внесенных в него в течение XVII столетия. Документы, графически фиксирующие эту работу, не найдены.

Изображение на плане «Кремленаград»

Изображение собора на плане Кремля начала 1600-х годов («Кремленаграда»), хотя схематичное, но пока единственное, по которому можно судить о виде здания, которое оно приобрело в конце XVI века. Сопоставление данного рисунка с планами середины XVIII века, включенными в обмер дворцового комплекса (архитекторы А.П. Евлашов, К.И. Бланк и Д.В. Ухтомский) убеждает, что изображение собора на «Кремленаграде» не лишено правдоподобия. Членения храма здесь, где он показан с востока, и на обмерах XVIII века совпадают. Одинаково и количество глав в его основной части. В общих чертах структура здания определяется: к одноглавой с тремя апсидами центральной части собора примыкали приделы – южный, более крупный и маленький, северный; третий придел, вероятно, помещался в северной апсиде основного храма».

Рисунок Матвея Козакова

Кстати, разборка храма XVIII века все же принесла некую пользу для науки– при этом были найдены фрагменты резного белого камня, относящиеся к собору XIV века.  Позже, в 1997 году при раскопках в Кремле была найдена стена храма и захоронения, относящиеся к Спасу на Бору. Впрочем, в 1836 году при работах в храме тоже были найдены захоронения XIV в.


Рисунок Федора Солнцева — Нарамник, пояс кожаный и глиняная чашечка, найденные в гробе в церкви Спаса на Бору в Москве

Восстанавливать постройку в Кремле не собирались и не собираются, но…  Уже в третьем тысячелетии в подмосковном Королеве был выстроен храм Священномученика Владимира. При его постройке архитектор Альберт Анисимов не копировал, но опирался на архитектуру храма XVIII века и в итоге получился храм-памятник Спасу на Бору в подмосковном наукограде.

храм Священномученика Владимира

Текст: Алексей Паевский

Следить за публикациями на портале можно в наших группах ВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *