Результаты генетических исследований уникального захоронения ребенка раннескифского времени в Туве заставит археологов вновь обратиться к мифу об амазонках. Новая статья российских ученых опубликована в журнале Stratum plus. Пресс-релиз размещен на сайте ИИМК РАН.

Могильник Сарыг-Булун. Курган 2. Погребение 5. Виды деревянной колоды и захоронения в ней.
Рисунок А. О. Машезерской, 1988 г.

В 1988 г. Тувинской Археологической Экспедицией ИИМК РАН под руководством М. Е. Килуновскойи В. А. Семенова в процессе спасательных археологических работ по трассе строящейся автомобильной дороги на могильнике Сарыг-Булун в Центральной Туве было обнаружено уникальное захоронение скифского времени. Здесь были исследованы два кургана алды-бельской культуры (VII в. до н. э.). Курганы примыкали друг к другу, образуя восьмерку. В них было 7 захоронений, из которых происходит представительная коллекция артефактов. Погребение 5 — захоронение в колоде, сделанной из ствола лиственницы, плотно закрытой крышкой. Благодаря консервирующим свойствам лиственницы и отсутствию доступа воздуха, в колоде образовался специфический микроклимат, который способствовал естественной мумификации тела ребенка и сопровождающего его комплекта погребального инвентаря. Все найденные предметы (головной убор, шуба, колчан и т.д.) были подвергнуты тщательному комплексному исследованию, в том числе с помощью методов естественных наук.

В 1990 году комплекс передатировали V в. до н.э., однако новые исследования позволяют датировать комплекс серединой VII в. до н.э, а  могила 5 с погребением ребенка в колоде, скорее всего, относится к концу VII — началу VI в. до н. э. Такой датировке не противоречит и полученная радиоуглеродная дата, хотя она показывает более широкий временной диапазон — VII—V вв. до н. э. Но самым неожиданным оказался результат проведенного полногеномного секвенирования. Генетики из Лаборатории исторической генетики, радиоуглеродного анализа и прикладной физики Московского Физико-Технического Института (Москва) выяснили, что в деревянной колоде была похоронена девочка. Это открывает новый аспект в изучении социальной истории общества скифского времени и невольно возвращает нас к мифу об амазонках, дошедшему до наших дней благодаря Геродоту. Безусловно, это уникальный по своей сохранности комплекс скифской культуры Тувы. Он требует тщательного дальнейшего изучения и качественной музейной консервации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *