Собор Троицы в Пошехонье возведен в традициях ярославской храмовой архитектуры XVII века. Однако дата его постройки относится то ли к 1717 году (современная статья Сергея Попадюка), то ли вообще к 1757 году (Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. Ярославль. 1908 г.).  Встречалась нам и совершенно невероятная дата 1835 год. Но мы все равно будем называть его древностью, потому что это старейшее каменное здание, сохранившееся до наших дней в Пошехонье. Но и не только поэтому – а потому, что собор действительно относится к тому явлению, которое часто называют «семнадцатый в восемнадцатом» — храмы, календарно относящиеся к XVIII веку, но абсолютно типичны для века предыдущего, а значит, попадающие в поле зрения портала «Российские древности». В нашем летнем путешествии по Русскому Северу мы заехали и в этот замечательный город.

Дореволюционная открытка

Город Пошехонье (65 километров к северу от Рыбинска, 151 километр к северо-западу от Ярославля) основан на древней земле. Река Шексна, левый приток Волги, имела некогда и другое название — Шехонь/Шехона. Так что Пошехоньем стали называть территорию, расположенную на левом берегу Шексны-Шехони, в ее среднем и нижнем течении. Земли Пошехонья до 1341 года принадлежали Ярославскому княжеству. Затем последовала череда образования новых территориально-административных единиц, в состав которых Пошехонье последовательно входило. 

Автомобиль экспедиции РД на фоне торговых рядов и собора. Фото Анны Хоружей

Нас же интересует село с финно-угорским названием Пертома, некогда образовавшееся на стрелке реки Пертомки, впадающей в реку Согожу (приток Шексны-Шехони). Именно в Пертому в 1670 году было переведено правление Пошехонского уезда. Запись в воеводской канцелярии гласила: «Пошехонский токмо уезд, а города не имеется». И только в 1777 год, при императрице Екатерине II, Пертому переименовали в город Пошехонье.

Вид Города Пошехонье на иллюстрации из журнала «Нева» 1890 года

В 1717 году (или в 1757 году) на пожертвование местного крестьянина Петра Тимофеевича Белавина (правописание фамилии дано по изданию Головщикова К.Д. «Город Пошехонье (Ярославской губернии) и его уезд» 1890 года; в различных современных статьях встречается «Беловин») в самом центре тогда еще Пертомы был возведен каменный собор.

Вид с востока. Фото Алексей Паевский, 2020 год.

Главный престол освятили во имя Троицы Живоначальной, придельные — в честь Казанской иконы Божьей Матери, во имя апостола Иоанна Богослова и во имя чудотворца Адриана Пошехонского. Принято считать, вернее излагать легенду: в середине XVI века старец Иона, прозванный позже «Пошехонец», основал здесь Свято-Троицкую Ионину пустынь, поэтому каменный храм — «наследник» деревянного храма пустыни.

Троицкий собор, Христорождественская церковь и колокольня. Рисунок из журнала «Кормчий», 1902 год

Каменный храм «иже под колоколы», расположенный в самом центре города, представляет собой массивный кубический двухсветный четверик с трехчастной полукруглой апсидой и прямоугольной трапезной, завершенный пятиглавием. Главы — луковичные, на тонких барабанах; барабан центральной главы — световой. Фасады оформлены довольно лаконично.

Завершение собора. Фото: Алексей Паевский, 2020 год.

Центральный барабан. Фото: Алексей Паевский, 2020 год.

Есть сведения, что внутри храм был расписан, однако сейчас сохранились лишь незначительные фрагменты этих росписей. Имена выстроивших его мастеров неизвестны, однако, несомненно, что они были хорошо знакомы с традициями ярославской церковной архитектуры XVIIвека. Также неизвестно, чем было обусловлено обращение к образцам прежней, «дедовской» архитектуры. В 1883 году рядом с храмом возвели теплую Христорождественскую церковь с четырехъярусной 75-метровой колокольней, выполненной в духе русско-византийской архитектуры К.А. Тона. В 1917 году Троицкий собор закрыли, а Христорождественскую церковь — взорвали.

Вид со стороны апсид. Фото: Алексей Паевский, 2020 год.

В разоренном соборе устроили склад мазута, в колокольне — водонапорную башню. Как и многие другие храмы в России Троицкий собор вернули верующим в конце 1990-х годов. Современный облик собор приобрел после довольно длительной реставрации.


Текст: Александра Шапиро

Следить за публикациями на портале можно в наших группах в FacebookВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram. Кроме этого, у нас есть свой аккаунт в Instagram и канал в Яндекс-Дзен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *