На нашем портале мы уже рассказывали о самом южном детинце нашей страны — Астраханском кремле, и о еще одной поволжской крепости — остатках кремля в Сызрани. Теперь же пришла пора рассказать о самом восточном произведении псковских мастеров крепостного зодчества, тем более, что место, где оно расположено, тоже упоминается в легендарной кинофразе «Казань брал, Астрахань брал, Шпака – не брал!». Итак, Казанский Кремль. Он же Qazan kirmäne.

Сейчас официально считается, что город Казань возник на месте современного Кремля 1000 лет назад. Правда, надежных археологических доказательств тому не найдено, а те археологические аргументы, которые были привязаны к новому юбилею города можно назвать скорее политическими. 

Более-менее обоснованно говорить о возникновении укрепленного булгарского поселения на месте нынешней казанской цитадели можно с XII, а то и с XIII века. В любом случае, сначала здесь было булгарское поселение. Мы точно знаем, что бежавшие от Орды булгары основали в 45 километрах от нынешней Казани город Иске-Казань, а в 1370 году булгарский князь Хасан заложил основу крепости на месте нынешнего Кремля. До 1445 года здесь и была резиденция булгарских князей.

Музеефицированные остатки ханской Казани. Фото Алексея Паевского

Затем в 1445 году, когда Орда была уже сильно раздробленной, ордынский хан Улу-Мухаммед захватил Казань, традиционно казнил местного хана Алимбека и основал Казанское ханство, которое просуществовало чуть более века.

Фундаменты мавзолея. Фото Алексея Паевского

Фундаменты мавзолея времени Казанского ханства сохранились по сей день и экспонируются у знаменитой падающей башни Сююмбике, о которой мы расскажем в отдельном повествовании (с ней до сих пор много неясного).

Башня Сююмбике. Фото Алексея Паевского

Знаменитый оппозиционер XVI века, Андрей Курбский сохранил для нас описание города того времени: «а от Казань-реки гора так высока, иже оком воззрити прикро; на ней град стоит и палаты царские и мечети зело высокие, мурованные, идеже их умершие царие клались, числом памятимися, пять их…». Увы, сейчас от того времени не осталось почти ничего – хотя мы знаем, что джума-мечеть (соборный храм) того времени имел аж восемь минаретов.

Что было потом, мы знаем: под стены Казани пришел Иван Грозный. Политически это означало расширение Руси на восток, а архитектурно это возымело два итога. Во-первых, в Москве несколько позже появился такой шедевр, как Собор Покрова на Рву, он же – храм Василия Блаженного (и о нем мы тоже расскажем в ближайшее время), а в самой Казани появилась самая восточная крепость, выстроенная псковскими мастерами.

Стены и Спасская башня. Фото Алексея Паевского

Вот что пишет об этом летопись: «Стены градные разбитые и горелые государь назидати повеле», для чего псковским старостам «да с ними церковному и городовому мастеру Постнику Яковлеву да каменщикам псковским Ивашку Ширяю со товарищи к весне в Казани новый город Казань делати, прибрати двести человек псковских каменщиков, стенщиков да ломцев, сколько будет человек пригоже». Знакомое имя – «Постник Яковлев»? Считают, что это тот самый Иван Постник, который вместе с Бармой строил Василия Блаженного. Хотя есть и мнения, которые считают, что Иван Постник и Постник Яковлев – два разных человека (как и те, которые считают Ивашку Ширяя зодчим Бармой).

Юго-Западная башня. Фото Алексея Паевского

Что мы точно знаем, что артель Постника много потрудилась в Казани. Кроме первоначальных работ в Кремле (свой окончательный вид Кремль обрел много позже, но основные башни, включая самые известные Спасскую башню, Юго-Западную круглую башню и Тайницкую башни выстроила бригада Постника), строили псковичи и первые православные храмы столицы Татарстана. В первую очередь, конечно же, это древнейший в этих местах Благовещенский собор, о котором тоже пойдет речь в наших последующих выпусках.

Тайницкая башня. Фото Алексея Паевского

Благовещенский собор. Фото Алексея Паевского

Были построены и другие храмы, включая храмы двух не дошедших до нас монастырей – Спасо-Преображенский и Троице-Сергиевский монастырь, основанный иноками понятно какой лавры.

Монастыри древней Казани
Wikimedia Commons

Ну а финальную архитектурную доминанту современный казанский Кремль получил уже в ХХI веке. Летом 2001 года было завершено строительство новой соборной мечети Кул-Шариф, созданной вместо разрушенной Иваном Грозным. Удивительно, но благодаря очень удачному проекту огромная мечеть достаточно неплохо вписалась в архитектуру Кремля и стала новым символом города.

Мечеть Кул-Шариф в Кремле. Фото Алексея Паевского

Текст: Алексей Паевский

Следить за публикациями на портале можно в наших группах в FacebookВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram. Кроме этого, у нас есть свой аккаунт в Instagram и канал в Яндекс-Дзен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *