Село Виделебье расположено на правом берегу реки Чёрехи, впадающей в реку Великую. Рядом – трасса, соединяющая Псков и Порхов. В майском путешествии по маршруту Москва-Новгород-Порхов-Псков-Остров-Москва за четыре десятка километров до Пскова в этом селе, в котором живет меньше десятка человек, на закрытом кладбище «Российские древности» обнаружили памятник псковской школы зодчества XVI века с храмозданной надписью на редком для подобного типа храмов керамическом поясе под аркатурой барабана. 

Машина экспедиции РД у Виделебского погоста. Фото Алексея Паевского. 29 апреля 2021 года

Снимок комплекса в 1970-х годах. Фото: sobory.Ru

Виделебье – село древнее. По преданию, первый храм здесь был построен еще при княгине Ольге (впрочем, такая легенда существует о многих храмах псковской земли). Прославилось же Виделебье тем, что стало родиной двух почитаемых псковских святых: преподобного Ефросина (1386-1481), основавшего Спасо-Елеазаровский монастырь, и Никандра (1507-1581), на местах подвижничества которого была основана Свято-Благовещенская Никандрова пустынь.

Вид храмового комплекса с востока. Фото Алексея Паевского. 29 апреля 2021 года

Вид комплекса с севера.Фото Алексея Паевского. 29 апреля 2021 года

Тот храм во имя Николая Чудотворца, что мы видим сегодня – крестово-купольный, четырехстолпный, трехапсидный, по традиции сложенный из местного известняка – был возведен в XVI веке. Исследователи полагают, что построен он был на месте храма XIV века. По крайней мере, в Государственном Русском музее хранится происходящая из этой церкви икона псковской школы «Святой Никола с житием, Василием Великим и Феодором Тироном», написанная в 1337 году.

«Святой Никола с житием, Василием Великим и Феодором Тироном»

Примерную датировку возведения храма в XVI столетии определяют по храмозданной надписи, размещенной на керамическом поясе на барабане. (К слову, похожий храмозданный фриз есть еще на одном храме Псковщины – Николая Чудотворца в Острове, построенном в 1543 году). Сохранилась она не вся и звучит так: «Николы в Видебельи при великом о цари о Государи Кня зи и о ичии о Всасилье Иване вея руси при архиепискупе Серапионе при старостахъ Кириле и Кононе при боярехъ тимоке Семене и Григорьи и Васильи Сабуровых и при Юрьи…».

Храмозданная надпись. Фото Алексея Паевского. 29 апреля 2021 года

Храмозданная надпись. Фото Алексея Паевского. 29 апреля 2021 года

Архитектор, археолог, реставратор, исследователь новгородской и псковской архитектуры, Константин Константинович Романов (1882-1942) считал, что речь в надписи идет о Иване Грозном, ставшем царем в 1547 году, и о архиепископе Серапионе Новгородском, занимавшем кафедру в 1551-1552 годах.

Основной объем храма. Фото Алексея Паевского. 29 апреля 2021 года

Имена Григория и Василия Сабуровых упоминаются в Бархатной книге, а также в Тысяцной книге 1550 года. В литературе о церкви встречается еще одна версия расшифровки надписи, учитывающая, что буквы идут по несколько на одном изразце, а изразцы перепутаны местами.

Узкое окно барабана храма. Фото Алексея Паевского. 29 апреля 2021 года

Так, согласно этому предположению, речь идет об отце Ивана Грозного, Василии III, ставшем государем в 1505 году, и о том архиепископе Новгородском Серапионе, что занимал кафедру в 1506-1509 годах. «При Юрьи»: может упоминаться Юрий Константинович Сабуров (скончался в 1512 году), отец первой супруги Василия III – Соломонии, на которой правитель женился в 1505 году. Таким образом, вопрос о дате постройки храма до конца не решен. Не установлены также инициаторы его возведения и те, на чьи средства шло строительство.

Покровский придел 1758 года. Фото Алексея Паевского. 29 апреля 2021 года

Со временем древнее здание подверглось изменениям. В 1758 году с севера к нему пристроили вместо обветшавшего древнего придел Покрова Богородицы, а с запада – притвор. В описи церкви, составленной в 1764 году, значится: «каменная, на оной же церкви на взводах на столбах колокольня каменная, на ней 4 колокола, крыта церковь и колокольня тесом, на церкви глава обшита жестью. На главе крест железный, позалочен». В конце XVIII века многоскатную кровлю заменили на четырехскатную, которую можно видеть и сегодня.

Все апсиды комплекса. Фото Алексея Паевского. 29 апреля 2021 года

В документах начала XIX столетия упоминаются четыре престола храма: главный – святого Николы, северный – Покрова Богородицы, южный – Казанской Богоматери, на западе, в одной из палаток на хорах – преподобных Никандра и Ефросина, псковских чудотворцев. Новую отдельно стоящую колокольню в стиле классицизма выстроили в период 1827-1837 годов. В 1903-1904 годах одноглавый Казанский придел был сооружен заново в технике валунной кладки: его сделали больше прежнего.

Колокольня XIX века. Фото Алексея Паевского. 29 апреля 2021 года

Древние иконы из иконостаса, сделанного в середине XIX столетия, в 1960-е забрали в музеи. Между тем, храм не закрывался, ни после революции, ни во время Великой Отечественной войны, ни после.

Храм в 1941 году. Немецкая фотография

Текст: Александра Шапиро

Следить за публикациями на портале можно в наших группах в FacebookВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram. Кроме этого, у нас есть свой аккаунт в Instagram и канал в Яндекс-Дзен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *