Чаще всего «Российские древности» рассказывают о памятниках древнерусского зодчества: церквях, реже – крепостях. Бывали у нас и статьи, посвященные исламским памятникам, несколько раз мы писали о представителях более древних культур.  В марте мы решили расширить спектр наших памятников на древности коренных народов Сибири и не побоялись забраться в холодную Якутию, в место, где изначально был основан Якутск, в музей «Дружба» в селе Огородтах в 70 километрах к северу от современной столицы Республики Саха-Якутия.

25 сентября 1632 года отряд в 30 человек енисейского казака Петра Бекетова, добравшийся из Енисейска до берегов Лены, основал неподалеку от впадения в нее реки Алдан острог. Ленский острог расположился на землях борогонских якутов и уже через два года выдержал осаду местных жителей. Так началась история российской Якутии, а в 1638 году острог стал центром Якутского воеводства. Прошло еще несколько лет, и Якутск перенесли южнее – в долину Туймаада. 

Памятник Петру Бекетову в Якутске

На месте первого Якутска осталось село Соттинцы (ныне – Огородтах). Добраться туда непросто. Летом нужно воспользоваться паромной переправой от поселка Кангалассы, где добывают уголь, зимой – проехать по традиционной зимней якутской трассе, реке Лене. Мы ехали по льду великой реки. 

Соттинцы. Фото Алексея Паевского. 2021 год

Зимник по дороге в Соттинцы. Фото Алексея Паевского. 2021 год

Берега Лены около Кангалассы. Фото Алексея Паевского. 2021 год

Конечно же, от первоначального Якутска не осталось ничего. Однако нам всем повезло, что в республике жил такой замечательный писатель, как Суорун Омоллоон. Он же Дмитрий Кононович Сивцев (1906-2005). Удивительное дело – к середине 80-х годов у него было, наверное, все – звания Народного писателя Якутской АССР,   заслуженного деятеля искусств РСФСР… Разве что звания Героя Соцтруда (он его получит в 1991 году, одним из последних в СССР).  

Суорун Омоллоон

Но на девятом (!) десятке жизни он берется за создание Ленского историко-архитектурного заповедника «Дружба» — к 355-летию вхождения якутских земель в состав Русского государства. Сюда свозятся сохранившиеся памятники архитектуры (или возводятся их копии). Так, например, случилось с церковью Спасо-Зашиверского острога. Сам храм из заполярного якутского Зашиверска был перевезен в 1971 году в Новосибирск, а в Соттинцах реконструировали весь острог с копией церкви. Впрочем, об этих памятниках — позже.

Реконструкция Зашиверского комплекса. Фото Алексея Паевского. 2021 год

Можно найти в музее и  народные жилища якутов. Летняя берестяная ураса построена заново, а вот балаган (да, это слово – общетюркского происхождения, но жилище – уникально якутское) нашли подлинный,  XVIII века.  

Реконструкция берестяной урасы. Фото Алексея Паевского. 2021 год

Балаган – это деревянная постоянная юрта, обмазанная саманом. Как пишут исследователи,  «балаганы былираспространены по всей Якутии. В них проживали не только саха, но и русские. Так, в 1850 г. в нюрбинских селениях Аммосовка и Александровка, населенных русскими крестьянами, было 44 юрты и 2 избы, а в 1862 г.– 55 юрт и 3 избы». 

Балаган. Вид снаружи. Фото Алексея Паевского. 2021 год

Более того, уже в XX веке балаган спасал жизни не привыкших к суровому климату народов: «Не только в прошлом, но и в годы Второй Мировой войны спас якутский балаган депортированных далеко на север литовцев, латышей, финнов, а также переселенных туда якутов-чурапчинцев. Недаром литовцы, жившие в это время в Булунском районе Якутии в знак благодарности близ г. Каунаса построили якутский балаган, который является сегодня частью музейного комплекса».

Табличка на балагане. Фото Алексея Паевского. 2021 год

Балаган настолько интересен, что существуют даже научные исследования, посвященные изучению термодинамике балагана.  Из одного из них мы взяли описание его строительства.

«По четырем углам ставились вертикально столбы (баҕана). В жилищах значительных размеров между этими столбами ставились на длину нар (2 м) промежуточные столбы (тулааһын). На вершинах столбов вырубались выемки, на которые клали балки (сэбэргэнэ). Посередине боковых балок закрепляли матицу (тойон өһүө). Диаметр ее достигал 40 см. Для придания крыше выпуклости на боковые балки под матицы подставлялись деревянные брусья или граненые обрубки бревен (сыттык мас) толщиной до 50 см. Потолок настилали тонкомерным лесом, очищенным от коры. Бревна, составляющие потолочное покрытие, крепились к матицам неглубокими желобами. Стены ставились из тонкомерного леса слегка наклоненными и неглубокими желобами на сэбэргэнэ. Нижний конец бревна закапывали в землю. Углы балагана строили укорачивающимися бревнышками с заостренными верхними концами. Для их более плотной пригонки вырубались ступенчатые пазы. Стены, потолок балагана ставили с наклоном, чтобы снег, ложась на стены, служил своего рода утеплителем в зимние холода, а летом вода, не задерживаясь наверху балагана, стекала вниз».

Интерьер балагана. Фото Алексея Паевского. 2021 год

Окна в балагане зимой закрывались льдом, летом – бычьим пузырем. Внутри в любой мороз печью – камельком – поддерживается температура около +13 градусов.

Камелек в доме служил для приготовления пищи, источником света и тепла. Огонь у саха считался одним из главных духов, хозяином, поэтому и камелек считался святым, почитаемым объектом в доме. Камельку надлежало получать угощение из самых лучших блюд стола. Описание строительства камелька подробно дано в книге Ф. М. Зыкова “Поселения, жилища и хозяйственные постройки якутов (XIX-начало XX в.). Историко-этнографическое исследование. – Новосибирск: Наука, 1986”. 

Камелек. Фото Алексея Паевского. 2021 год

«Печь в балагане помещалась, если вход был с восточной стороны, ближе к северо-восточному углу, устьем к юго-западному углу жилища.

Печи в якутских жилищах были двух разновидностей в зависимости от способа постройки. Простейшей являлась обмазанная печь (сыбах оһох). На шесток или на опечек ставились три или четыре плахи в слегка наклонном положении и обмазывались толстым слоем глины. Верхние концы плах выступали над крышей

примерно на 100 см. Остов делали из длинных тонких жердей, связанных тальником и заключенных в деревянные крепкие рамы вверху над крышей и внизу над челом камина.

Другая разновидность якутской печи глинобитная (симии оһох). Основанием для нее служил шесток – деревянный пятиугольный ящик, наполненный до краев плотно утрамбованной глиной – холумтан. Место для разведения огня (холумтан) мифически связывали с судьбами хозяев балагана, говорили, «каков холумтан, такова и судьба у них». На шесте с двух сторон ставили две Г-образные деревянные стойки, образующие каркас устья будущей печи. Загнутые их концы соединялись между собой. Во всю длину стоек делались пазы, в которые вставляли нижние концы вертикально поставленных плах, образующих две другие стороны трубы, и их верхние концы выходили наружу на 100 см. Перед засыпкой глины каркас печи плотно забивался досками. Когда утрамбованная глина достигала двух третей устья, в полость трубы опускалось сухое дуплистое бревно. Когда глина доходила до края трубы, засыпка прекращалась. Примерно на другой день снимались доски, закрывающие устье, и в глине выкапывалось углубление овальной формы, достигающее нижнего конца дуплистого бревна. Затем разводили огонь. При топке бревно сгорало, образуя отверстие для выхода дыма, и заодно обжигалась глина печи. В дальнейшем обмазка периодически обновлялась».

Поэтому если будете в Якутске – постарайтесь добраться до музея «Дружба». Особенно, если будете зимой. Это того стоит.


Текст: Алексей Паевский

Следить за публикациями на портале можно в наших группах в FacebookВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram. Кроме этого, у нас есть свой аккаунт в Instagram и канал в Яндекс-Дзен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *