В Великом Новгороде стартовал первый этап междисциплинарного научного проекта Института археологии РАН «Домонгольские росписи Новгорода: археологический контекст и естественно-научные исследования (фрески Георгиевского собора Юрьева монастыря из раскопок 2013–2020 годов)».

Проект победил в конкурсе Министерства науки и высшего образования РФ и был поддержан грантом Правительства РФ. Работы московских археологов осуществляются при содействии Новгородской епархии Русской Православной церкви и Новгородского государственного объединенного музея-заповедника. 

«Основная цель планируемого научного исследования – всестороннее  изучение росписей Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде с помощью современных высокоточных неразрушающих методов. На первом этапе исследования фрески исследуют с помощью методов рентгеновской флуоресцентной спектрометрии и микроскопии. Это позволит получить сведения о составе штукатурки и пигментах росписи, технологии фрескового производства и поставить эти данные в контекст археологии, истории, истории искусства и архитектуры», – сказала ученый секретарь Института археологии РАН, кандидат искусствоведения Марина Вдовиченко.

Изучение фресок с помощью спектрометра Bruker Tracer в Центре реставрации монументальной живописи в новгородском Детинце

В Георгиевском соборе Юрьева монастыря, заложенном в 1119 году по заказу князя Всеволода Мстиславича, только в откосах некоторых окон и на стенах лестничной башни сохранились фрагменты монументальной росписи первой трети XII века. Практически весь первоначальный ансамбль фресок был сбит со стен и положен в качестве основания под новый чугунный пол храма в 1820–1830-х годов. Отдельные фрагменты этой живописи обнаруживались на протяжении XX века при археологических исследованиях на территории Юрьева монастыря и при случайных находках. 

Изучение фресок с помощью спектрометра BrukeTracer в Центре реставрации монументальной живописи (Антоново)

Во время археологических исследований Георгиевского собора в 2013–2020 годах экспедиция ИА РАН под руководством член-корреспондента РАН, доктора искусствоведения Владимира Седова обнаружила и извлекла из-под позднего пола храма несколько десятков тысяч фрагментов фресок, сбитых со стен в XIX веке.

Изучение фресок с помощью спектрометра BrukeTracer в Центре реставрации монументальной живописи (Антоново). Сидит археолог Вл. В. Седов

«Появление из-под земли шедевров с фигуративными изображениями (живопись, фрески) случается крайне редко, как и попадание изображений в археологический культурный слой. Обнаружение в ходе раскопок в интерьере Георгиевского собора тысяч фрагментов первоначальной фресковой росписи храма принадлежит к подобным исключительным археологическим удачам, приносящим как исследовательскую радость и потрясение мастерством древних творцов, так и удивление способностью земли сохранять и отдавать произведения искусства такого рода. Этот массив «археологической» фресковой росписи значительно дополняет наши представления о свойствах домонгольских фресок Новгорода», – отметила Марина Вдовиченко.

Изучение фресок с помощью спектрометра BrukeTracer в Центре реставрации монументальной живописи (Антоново)

Для изучения фресковой росписи памятника в 2021 году в Институте археологии РАН была создана Лаборатория архитектурной археологии и междисциплинарного изучения архитектурных памятников. В работе лаборатории также участвуют студенты Государственного академического университета гуманитарных наук, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 

Стартовавший проект призван всесторонне проанализировать фресковые росписи и получить комплексных естественнонаучных данных о штукатурке и технике многослойной живописи Георгиевского собора Юрьева монастыря в сопоставлении с другими памятниками Новгорода и существовавшими в то же самое время византийскими храмами с росписями в Болгарии, Македонии, Италии. Предполагается издание полного электронного и печатного каталога избранных фрагментов фресок, планируется построение 3Д модели Георгиевского собора изнутри и снаружи. Как полагают ученые, Георгиевский собор Юрьева монастыря – идеальный объект для таких исследований: внутри одного собора содержится целая история развития фресковой технологии от Древней Руси до начала XX века.

Главным содержанием первого этапа работ, часть которого уже проведена, стало изучение фресок методами точных наук – в частности, при помощи метода рентгеновской флуоресцентной спектрометрии и микроскопии. Так, спектрометрический анализ даст ответ на ряд вопросов о составе пигментов и технологии росписи: присутствовал ли в составе насыщенного голубого цвета один из самых дорогих пигментов – лазурит, который добывался в Афганистане, или он был заменен на не такой дорогой, но все же редкий в России азурит? Из каких элементов состоит зеленый и красный пигмент, использованный в росписи XII века, а из каких – в более поздней росписи? Каким образом и в какой последовательности на стену построенного храма накладывались слои штукатурки и специального тонкого слоя подготовки под живопись, отличалась ли фресковая штукатурка по своему составу от строительной?


В рамках проекта Институтом археологии РАН и Новгородским музеем было приобретено специальное оборудование – рентгенофлуоресцентные спектрометры Bruker Tracer, который используется для изучения памятников истории и культуры неразрушающими методами. Ознакомительная работа с таким оборудованием была проведена специалистами лаборатории Лувра в 2019 году. В настоящее время проект возглавила приглашенный ученый, эксперт с мировым именем по археометрическому анализу, специалист в области изучения культурного наследия Алессандра Джиумлия.

«Серия измерений и анализ этих данных дадут конкретные ответы на поставленные вопросы. Пока можно сказать, что фрески Георгиевского собора и весь археологический комплекс находок, полученных из раскопок 2013–2020 годов, представляют огромный интерес с точки зрения материаловедения, ведь они являются одними из древнейших образцов русской живописи. Их появление на стенах новгородского храма знаменует самое начало русского искусства, хотя в их создании на главных ролях принимали участие греческие (византийские) мастера», – пояснила Марина Вдовиченко.


Текст: Институт археологии РАН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *