Портал «Российские древности» рассказывает о церкви эпохи Ивана Грозного, возведенной в традициях псковского зодчества, однако против канона строительства православных храмов.
В 43 километрах к югу от Пскова, на обоих берегах реки Великой, расположился город Остров. Возник он вокруг крепости, выстроенной на острове между главным руслом Великой и протокой Слобожихой. Первое документальное упоминание о городе относится к 1342 году: летописец рассказал о том, как островичи приспели на помощь псковичам, ведшим бой с ливонцами. В конце XIV века крепость стала каменной, превратившись в надежный форпост на границе Псковской земли, наряду с псковской и изборской.
В ее героическую историю вписано немало страниц. Оборонное значение Остров потерял лишь в начале XVIII века, после завершения Северной войны. С тех пор прежде мощная крепость ветшала и ветшала, и на дореволюционных фотографиях запечатлены ее живописные руины. Последние фрагменты стен были разобраны во время Великой Отечественной войны, в период немецкой оккупации: камни шли на строительство дорог и плотины.
Церковь во имя Николая Чудотворца существовала на территории крепости издавна. О возведении каменного — из грубо околотого местного известняка —храма сохранилась летописная запись: «В лето 7051 (1543 — прим. авт.)… того же лета поставища в Острове святаго Николу». В синодике церкви от того же 1543 года создателями церкви названы Захарий, Николай и Мария(без указания, кем были эти люди), а остатки надписи, опоясывающей центральный барабан, сообщают, что храм сооружен при Великом князе Иване Васильевиче, «старосте церковном Ларвоне Левонтеев да Михаила Кузмин Кюрила григорьев сын Иван сее… сове…».
Кстати, эта надпись, изначально керамическая, и лишь частично уцелевший пояс керамид под куполом — необычный элемент декора для псковской архитектуры того времени. Керамиды, на которых изображен пятиглавый храм на арке с витыми колоннами, были сделаны местными мастерами. Их имена остались на оборотной стороне одной из керамид: «Давыд» и «Тимоха-печник».
Но самое необычное в этой церкви, что алтарь ее обращен не на восток, как требуют каноны православного зодчества, а на север. Версий такого «нарушения» две. Первая: церковь «смотрит» на Псков, от лица жителей Острова символически признавая его главенство. Вторая: церковь обращена на проходящий через город тракт Псков-Опочка-Витебск-Смоленск-Киев, чтобы увидев врага, жители успели в ней спрятаться. На случай осады в церкви был даже сделан колодец.
Не позднее 1553 года появился небольшой одноглавый придел у церкви придел Преображения Господня. Строители, каменщики Назарий и Кирилл, сделали его уменьшенной копией главного храма. В документах упоминается еще одна дата, связанная со строительством церкви: 1582 год. Скорее всего, речь идет об одном из эпизодов Ливонской войны, когда в августе 1581 года польский король Стефан Баторий осадил крепость Острова. После ожесточенного трехдневного штурма город и крепость превратились в руины. После того, как в марте 1582 года Стефан Баторий и Иван Грозный заключили Ям-Зампольский мир, Остров снова стал принадлежать Московскому царству. Вероятно, тогда и начались строительные работы в церкви, скорее всего не избежавшей разрушений во время штурма.
В XVII столетии у храма со стороны главного входа появился притвор, где, судя по сохранившимся на стенах мемориальным надписям, были погребены представители местной знати: Нащокины, Гундаревы, Дубровские и пр. Интересно описание церкви 1764 года: «Каменная, крытая тесом, на ней глава обита жестью, крест железной рогатной позлаженной. На колокольне два больших и два малых колокола, совсем обветшала». В 1802 году колокольню заменили новой, в духе классицизма. Теперь на ней были пять колоколов (самый большой —213 пудов 36 фунтов) и куранты.
Увы, церкви Николая Чудотворца как-то не везет с сохранностью ее исторического облика. На рубеже XVIII-XIX веков восьмискатные тесовые кровли четверика и придела заменили на четырехскатные металлические, а вместо луковичных глав соорудили совершенно неорганичную древнему псковскому храму конструкцию: высокие, напоминающие митры, купола, на которые водружены барабаны с главками. В таком виде церковь можно увидеть и на фотографии, сделанной географом Ю. М. Шокальским в 1901 году, и на снимках 1941 года. После немецкой оккупации 1941-1944 годов церковь главки придела и практически полностью кровли. Научная реставрация началась лишь в 1963 году, по проекту исследователя, техника-архитектора В.А. Лебедевой и архитектора В.П. Смирновым. Эти два имени — знаковые в истории реставрации псковских памятников архитектуры 1950-1960 годов. В итоге были восстановлены восьмискатные тесовые кровли, формы глав, которые покрыли осиновым лемехом. Но прошли годы, и тесовую кровлю снова сменило железо, а лемеховые главки покрыли зеленой масляной краской. Ну а теперь главки медно блестят на солнце….
Текст: Александра Шапиро
Следить за публикациями на портале можно в наших группах в Facebook, ВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram.