Наш проект посвящен древним памятникам архитектуры и археологии, расположенным на территории России. Однако поскольку большинство наших памятников – это древнерусские храмы, имеющие общий генезис, то было бы неправильно не рассказать и о сохранившихся памятниках XI-XIII веков на территории двух соседних государств – ведь достаточно много (более трети от общего количества сохранившихся/восстановленных) памятников расположено за границами России. Поэтому мы будем рассказывать и показывать и о домонгольских храмах на территории Украины и Белоруссии. Сегодня наш рассказ — о восставшей из руин церкви Пятницы в Чернигове, «воскресшей» благодаря подвигу нашего соотечественника, великого подвижника архитектуры Петра Барановского.

Фото: Алексей Паевский

В самом центре Чернигова, неподалеку от парка с остатками древнего Детинца, на Красной площади (да, такая есть не только в Москве) высится удивительное здание из красного кирпича — храм Параскевы Пятницы. Сейчас уже мало кто знает, что эта церковь, ровесница «Слова о полку Игореве», едва не погибла во время Великой Отечественной войны — и потом, сразу после нее.

Точное время постройки Пятницкого храма неизвестно до сих пор. Но тщательный анализ источников и похожих памятников позволяет осторожно назвать и имя заказчика храма, и его зодчего.

Первым был знаменитый князь Рюрик Ростиславович Смоленский, он же буй-Рюрик «Слова о полку Игореве», победитель Андрея Боголюбского, шесть раз садившийся на великокняжеский стол. Под конец жизни он княжил в Чернигове и умер в нем же в 1215 году. А второй — один из очень немногих древних мастеров, названный в источниках по имени — «приятель князя Рюрика» Петр Милонег. Незадолго до этого он совершил в Киеве «дело, подобное чуду» — поставил подпорную стену под храмом Выдубицкого монастыря. Да и сама форма здания — очень необычная для киевско-черниговской архитектуры того времени — характерна именно для Милонега.

Фото: Алексей Паевский

Так что, скорее всего, наша церковь построена на рубеже XII и XIII веков. Позже, в XVII веке, ее внешний вид изменился до неузнаваемости перестройкой в стиле украинского барокко, а потом пришла война.

Храм в 1840-х годах. Немецкая гравюра

Вид храма перед войной

Вот что написано в акте Чрезвычайной государственной комиссии от 15-21 декабря 1943 года: «Пятницкая церковь конца XII — начала XIII века — один из самых редких и замечательных памятников древне русского искусства великокняжеской эпохи, сожжен немецкими зажигательными снарядами в части кровель и внутри здания при бомбардировке 23 августа 1941 года, а затем разрушен фугасными бомбами 25 сентября 1943 года: обрушилась глава, большая часть сводов, два западных пилона и большая часть западной и южной стен».

Эволюция внешнего вида храма с XII века (Рис. А.А. Карнабеда)

И здесь пришел на помощь еще один выдающийся человек. Петр Дмитриевич Барановский (1892-1984) на протяжении 70 лет занимался восстановлением, спасением, реставрацией памятников древнерусской архитектуры. На его счету — спасение храма Василия Блаженного, основание музеев в Коломенском и Спасо-Андрониковом монастыре, обмеры разбирающегося Казанского собора на Красной площади (именно по ним затем храм воссоздали в 1990-х). А в 1940-1960-х настало время Чернигова. Сразу после освобождения от фашистов Петр Дмитриевич отправился в город.

Барановский с коллегами на восстановлении храма

Восстановление памятников черниговской архитектуры после войны, кстати, одно из тех деяний, за которые можно сказать «спасибо» еще одному человеку — Никите Сергеевичу Хрущеву. В 1944 году именно он занимал пост главы Совета народных комиссаров УССР, именно у него побывал на приеме Барановский, и именно он дал распоряжение Госплану Украины «немедленно отпустить необходимые цемент, известь, толь и гвозди», а тресту передвижки и разборки зданий-взять на себя производство спецработ по памятнику.

Восстановление храма

Но, как ни странно, даже при такой поддержке не все хотели восстановления храма. А.А. Карнабед вспоминает, что бывший главный архитектор Чернигова П.Ф. Букловский требовал не восстанавливать разрушенные храмы, а, наоборот, снести руины, чтобы не портили вид и не мешали благоустройству территории. Слава Богу, ничего из этих потуг не вышло.

Впрочем, проблем и без этого хватало.

Дело в том, что до Великой Отечественной войны храм толком не обследовался. А насколько он дошел до нас искаженный перестройками и обстройками — хорошо видно на предвоенном фото или на иллюстрации середины XIX века.

Восстановление храма

Поэтому сразу восстанавливать храм было нельзя. Нужно было укрепить и законсервировать руины до того момента, когда дойдет очередь работать специалистам — на всех памятниках одновременно работать невозможно. Потом изучить и обмерить то, что осталось. Разобрать завалы, не разрушив сохранившиеся части. Изучить обломки. Восстановить по ним и по руинам первоначальный облик. Сделать проект реставрации и долго и кропотливо работать руками, выстраивая храм так, чтобы сохранить максимальное количество древних частей.

Подкупольное пространство восстановленного храма

Интерьер. Фото любезно предоставлено Олегом Белайчуком

Потому и восстановление Пятницкой церкви шло без малого 20 лет. «На баланс, как восстановленная в соответствии с проектом реставрации» она была принята 1 января 1963 года.


Текст: Алексей Паевский

Архивные фото — из книги «Петр Барановский. Труды, воспоминания современников». М., «Отчий дом». 1996

Следить за публикациями на портале можно в наших группах в FacebookВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *