О герое самого дорогого снимка Дмитрия Медведева, о единственной сохранившейся каменной крепости Сибири и о казненном сепаратисте рассказывает сегодняшний выпуск портала «Российские древности».

Каждый древний город — это в первую очередь крепость. Как ее ни назови: детинец, кремль или, как во Пскове, Кром. В России эти крепости почти всегда сначала были деревянно-земляными, затем, с развитием наступательных технологий и появлением огнестрельного оружия, их перестраивали в камне. Поэтому в европейской части нашей страны сохранилось много каменных кремлей — от Москвы и Смоленска до Новгорода Великого и Пскова. Однако за Уралом такой кремль сохранился один — в Тобольске.

Про первое каменное здание в Сибири мы напишем завтра: Софийско-Успенский собор был построен в 1683-1686 годах на территории деревянного кремля. Чуть позже началось строительство каменной крепости.

Софийский собор
Алексей Паевский/Indicator.Ru

Архитектором и строителем был человек, ставший своеобразной тобольской легендой, Семен Ремезов. Этот боярский сын, уроженец Тобольска, в 1697 году был откомандирован в Москву: он был опытным чертежником и должен был составить план будущих укреплений. В Оружейной палате Ремезов обучался «строению каменных дел» и в итоге получил приказ «быть у всего каменного строения». В конце 1698 года он выехал обратно в Тобольск, везя с собой план будущего кремля, утвержденный Петром I. Впрочем, Ремезов известен скорее другими планами: именно он стал первым полноценным картографом Сибири.

Башня Тобольского кремля
Алексей Паевский/Indicator.Ru

Семен Ульянович лично возглавил строительство, занимаясь буквально всем: от розысков стройматериалов до надзора за кадрами. Не говоря уже о проекте и разметке. Заполнялся кремль и внутри, и вокруг: помимо башен строители соорудили рядом с кремлем Приказную палату, а в северо-западном углу — Гостиный двор. С 1708 года строительству всячески помогал князь Матвей Гагарин, которого Петр I, активно поддерживавший развитие Тобольска, поставил первым губернатором Сибирской губернии. Гагарин довольно быстро стал почти самовластным правителем территории от Урала до Камчатки.

Он сумел привлечь и дешевую рабочую силу — плененных в Северную войну шведов. Именно поэтому в Тобольске строили из камня даже в 1714 году, когда по всей стране запретили каменное строительство ради возведения новой столицы России, Санкт-Петербурга. Именно тогда в Кремле появилась Рентерея — уникальное здание, символические ворота в Азию. Ее должна была венчать часовня Дмитрия Солунского, небесного покровителя Ермака, и здание должно было напоминать Сухареву башню в Москве, но, увы, Гагарина обвинили в казнокрадстве и сибирском сепаратизме, увезли в Москву и казнили, а каменное строительство в Тобольске пресеклось почти на три десятка лет.

Рентерея
Алексей Паевский/Indicator.Ru

Тем не менее Тобольский кремль продолжал строиться и формироваться. Сейчас он стал одним из главных памятников архитектуры Сибири. Неудивительно, что именно его выбрал для своей фотографии самый высокопоставленный фотограф-любитель нашей страны — Дмитрий Медведев. 16 января 2010 года снимок Тобольского кремля, сделанный тогда еще президентом, ушел на благотворительном аукционе за 51 миллион рублей.


Серебряная монета Банка России, посвященная Тобольскому кремлю
Wikimedia Commons

Текст: Алексей Паевский

Материал первоначально написан для рубрики «Российские древности» портала Indicator.Ru, из которой и вырос наш портал.

Следить за публикациями на портале можно в наших группах в FacebookВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram. Кроме этого, у нас есть свой аккаунт в Instagram.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *