Мы уже писали о том, что экспедиция профессора Владимира Седова начала раскопки «храма былинного Садко» в Великом Новгороде. А вчера появился пресс-релиз Института археологии РАН о том, что первый этап работ подходит к завершению.
Раскоп общей площадью 36 кв. м. стал продолжением ряда небольших раскопов 2019, 2018 и 2008 гг., заложенных вдоль северного фасада миниатюрной церкви Андрея Стратилата, построенной у стен собора в середине XV века.
Целью работ стало исследование культурного слоя, примыкающего к стенам храма, фундаментов и нижних частей стен церкви Бориса и Глеба – шестистолпного храма, построенного 1167–1173 гг. по заказу новгородского купца Сотко Сытинича, который, возможно, был прототипом былинного Садко. Церковь неоднократно перестраивалась и обрушилась в середине XVII в.; остатки её были разобраны. Существующая ныне церковь Андрея Стратилата, возле которой ведутся раскопки, была одним из приделов большого храма.
Впервые остатки храма Бориса и Глеба были раскопаны в 1940–1941 гг. новгородскими археологами, но, кроме нескольких дневниковых записей и не очень подробных планов, из документов этих раскопок до нас ничего не дошло. До сих пор неизвестен точный план храма, нет сведений о характере его перестроек. Последовательное изучение позволит уточнить расположение храма, составить его план, изучить кладку стен и фундаментов, а также исследовать культурные слои домонгольского периода, предшествующие сооружению каменного храма, и более поздние средневековые напластования.
“Мы идём по следам исследователей 1940–1941 гг. В 1941 г. из-за войны раскоп засыпали. Наша методика позволяет более тщательно изучить этот храм. В итоге появится план храма, некие соображения об облике этого здания, о его размерах, что ему предшествовало, что первым появилось на той территории”, — отметил Владимир Валентинович Седов.
По словам Вл.В. Седова, в одной из новгородских летописей отмечалось, что церкви Бориса и Глеба предшествовала тринадцатиглавая деревянная церковь Св. Софии. В настоящее время ничего, указывающего на её нахождение на этом месте, не обнаружено. В раскрытых слоях найдены как следы предыдущих раскопок, так и нераскрытые ранее конструкции храма. В культурном слое, предшествующем фундаменту собора, собраны артефакты, свидетельствующие, что этот участок до постройки храма был заселён: здесь найдены фрагменты керамики, среди которых – обломки амфоры.
“Самой ценной находкой для нас, как архитектурных археологов, является сама стена этого древнего храма XII в. Объём и протяженность фундамента нас очень радует, потому что можно получить большое количество научной информации: такие архитектурные раскопки позволяют изучить технику сооружения фундамента второй половины XII в., что также является редкостью. Если нам удастся дойти до подошвы фундамента, мы увидим весь массив кладки, что даст представление о строительной культуре мастеров XII века. А поскольку памятник неоднократно перестраивался, то можно будет и оценить путь развития строительной техники. Мы надеемся в будущем раскрыть этот памятник целиком, так как после раскопок 1940-х годов осталось очень мало документов”, — отметила Марина Вдовиченко.