О церкви, про которую еще в древности говорили, что «такой больше нет» и которая стала образцом для двух поколений смоленских зодчих, рассказывает наш сегодняшний выпуск портала «Российские древности».
В нашей рубрике мы дважды посещали Смоленск — рассказав о двух храмах домонгольского периода, церкви Петра и Павла и церкви Иоанна Богослова. Настало время рассказать о, пожалуй, самом известном древнем смоленском храме, церкви Архангела Михаила.
На окраине старого Смоленска, там, где Большая Краснофлотская улица делает поворот от Днепра, высится очень необычная постройка. Сложенное из плинфы (плоского кирпича) розовое здание ступенями возносится к небу на весьма большую высоту, совершенно непохожее ни на храм Петра и Павла, ни на храм Иоанна. Это типичный представитель полоцко-смоленской школы домонгольской архитектуры, и, в каком-то отношении, ее первый представитель, храм Михаила Архангела, иначе называемый Свирской церковью.
Скорее всего, в древности храм носил посвящение празднику Чуда Архангела Михаила в Хонех – когда Архангел Михаил спас храм своего имени во фригийском городе Колоссы от потока вод бурных рек, направленных на него завистниками-язычниками. По преданию, Архангел ударил жезлом в гору и сотворил в ней расселину, куда ушла вода. Город с тех пор стал называться Хоны («расселина»).
Много позже церковь была освящена в честь самого Архангела. Название «Свирская» у храма тоже появилось в поздние времена, когда в честь Александра I был обустроен придел святого Александра Свирского.
Этот шедевр архитектуры был построен между 1180 и 1197 годами по заказу весьма деятельного смоленского князя Давида Ростиславича, упоминавшегося даже в «Слове о полку Игореве». В 14 лет он уже успел прогневить новгородцев в качестве князя, – и те прогнали его. Княжил в Витебске, сажал на великий престол в Киеве своего брата Рюрика Ростиславича, рубился с Андреем Боголюбским. В общем, творческая и неуемная натура, князь, видимо, потребовал себе, получив смоленский престол, храм, не похожий ни на что. Удивительно, что источники не дают нам даты постройки и вообще упоминания о постройке.
Собственно говоря, первое упоминание о храме в летописи (в одной из древнейших — Ипатьевской) относится к смерти Давида Ростиславича: «Сам бо (князь. — РД) сяков обычай имееть — по вся дни ходя ко церкви святаго архистратига божия Михаила, юже бе сам создал во княженьи своем, такое же несть в полунощной стране, и всим приходящим к ней дивитися изрядней красотеея, иконы златом и сребром, и жемчюгом, и камением другим украшены, и всею благодатью исполнена».
Именно цитату из этого абзаца «такое же несть в полунощной стране» — в значении «ничего подобного больше нет на Руси» и тиражируют все издания и практически все статьи о церкви.
Храм стоит в загородной резиденции князя. Это, кстати, дает представление о масштабах XII века — от Свирской церкви до смоленского Кремля можно дойти пешком за 20 минут.
Как видите, в летописном рассказе речь сразу же идет о красоте храма. И действительно, для того времени храм был совсем уж необычайным. Четырехстолпный храм, симметрично окруженный тремя притворами и апсидами с четвертой стороны, ступенчато поднимался вверх на 35 метров. Это совсем не в традициях классической древнерусской архитектуры того времени – посмотрите на построенный на пару десятилетий раньше храм Петра и Павла! Что-то похожее к тому времени было, пожалуй, только в Полоцке — в Спасском соборе Евфросиньевского монастыря. Неудивительно, что здание считалось чудом — слишком далеко ушли смоленские зодчие от византийских канонов, слишком непохоже это было на крестово-купольный храм, при том, что планировка основного объема: четыре столба, три нефа, три апсиды – все оставалось прежним. Но вот три притвора добавляли храму и схожесть с самыми первыми христианскими храмами – форму креста (о чем, впрочем, древнерусские зодчие вряд ли знали).
Дальнейшая судьба храма остается неясной. Скорее всего, он обветшал, ремонтировался во время польского завоевания Смоленска (начало XVII века), потом снова ремонтировался… В 1733 году к храму пристроили теплый придел, во второй половине XVIII века появилась каменная ограда и надвратная колокольня.
После Великой отечественной войны настало время реставрации.
Сначала храмом занимался величайший реставратор древней архитектуры Петр Барановский. Он обустроил кровли храма и убрал надстройки XIX века. Другой выдающийся реставратор и историк архитектуры, Сергей Подъяпольский, с 1978 года занимался научной реставрацией фасадов и интерьеров. К сожалению, в церкви почти не осталось фресок. С 1990-х годов храм постепенно возвращается к первоначальному облику XII века, тогда же там открылось богослужение.
Материал первоначально написан для рубрики «Российские древности» портала Indicator.Ru, из которой и вырос наш портал.
Следить за публикациями на портале можно в наших группах в Facebook, ВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram. Кроме этого, у нас есть свой аккаунт в Instagram.